Найти тему
Юлиан Мунтяну

Многообразие китайских стилей саморазвития - 1

С самых древних времён китайцы развивали различные практики, направленные на развитие в последователях определённых качеств, в зависимости от потребностей/запросов. И самое первое тут - самооздоровление, способы и методы, помогающие преодолеть, а главное упредить развитие заболеваний. Следующей на очереди стоит, по жизненной необходимости, по возникающим ситуациям, самооборона. А ещё - духовная сфера... Перечень как бы не полный, но мы к нему ещё вернёмся!

Практики самоисцеления ставим на первое место, так как при плохом самочувствии ни до чего нет дела, ни до работы, ни до обороны, ни до духовности, ни до чего иного.

И тут обнаруживаем, что разные практики по разному работают на эту задачу. Все эти практики можно, по сути, назвать современным термином Ци-Гун (он введён в оборот относительно недавно - примерно в середине 20 века, в первой половине говорили Ней-Гун, а ещё раньше... да в принципе, никак - так и проще скрывать предмет от посторонних, не-инициированных, от профанов - нет имени, нет и предмета, неизвестно, что искать, чего допытываться, - и сложно вообще дать какое-то общеудовлетворящее всеобобщающее имя всеразнородным практикам, которые ныне объединены под компромиссным именем Ци-Гун). Но они слишком порой различаются, чтобы можно было с ходу выявить общие функциональные принципы, позволяющие сводить их в одну общность, под одним названием...

Но при определённом желании всё-таки можно найти "нечто", позволяющее объёдинять все практики под общим наименованием -
Ци-Гун: это как раз пресловутая Ци - условно переводимая на западные языки как "энергия" (хотя это точно не то, что нам привычно называть этим словом - не то, что в физике измеряется в Джоулях и Калориях. Потому, что Джоули с Калориями замеряют вполне себе физические явления, тогда как Ци - санскритская Прана - обозначает даже не тонко-материальный объект, а сугубо "энергетический" феномен. Восточная метафизика оперирует понятиями разной "плотности", взаимодействующими, но не соприкасающимися: материей/веществом, Ци, и Шень - информационным началом).

Только всё дело в том, что разные практики настолько по-разному работают с Ци, что профану фактически невозможно обнаружить объединяющее начало, позволяющее собрать их под общим понятием Ци-Гун! Тут речь о школах направленной работы конкретно с Ци, где акцентируется она сама и работа с ней (Школы "Тихого" Ци-Гун, Школы Жёсткого Ци-Гун, Школы Мягкого Ци-Гун, Школы Медицинского Ци-Гун...), и о тех стилях, которые фактически не оговаривают никак Ци, лишь подразумевая её опосредованное вовлечение в действие (Школы Тайцзи-цюань, И-цзин-цзин, Ба-дуань-цзин (или Па-тань-цзин)...

Школы боевых искусств в большей степени также не обозначают работу с Ци - кроме высших ступеней практики в них; но не все они вообще предусматривают направленную работу с Ци!

И да - боевые искусства это тоже Ци-Гун! Мы же говорили, вначале, о самообороне...

Как в боевых искусствах, так и в других стилях Ци-Гун бывает открытая практика - которую мы можем обозначать почти повсеместно укоренившимся уже греческим термином экзотерика, и скрытая (от профанов - непосвящённых), эзотерика; соответственно, внешние и внутренние практики. И сами стили - где условно, где однозначно - называют внешними или внутренними. Хотя некоторые школы обучают внешним, а особо продвинувшимся в освоении - главным образом практики Добродетели - Де ("Дао Де Цзин" Лао Цзы: "Де - Великая Благая сила Вселенной", в переводе Юй Кана). Причём, как внешнее, так и внутреннее, может быть совершенно разным...

В принципе, сложно вообще объединить как-то настолько разные практики, которые собраны под условно объединяющим понятием Ци-Гун! Только практикуя те и/или иные стили, можно достичь понимая того, что у них имеется единая основа, что все они имеют некую общую "подложку", некую "матрицу", которой каждая по своему соответствует и отвечает.

И тогда практикующий начинает понимать, что то, что по видимости стало как бы чем-то общим для всех стилей, реально как раз подразделяет их на разные категории. И что суть всех практик не в декларируемом нынче приниципе Ци Гун - где "ци" есть "энергия", а "гун" - работа, усилие, управление... То есть, типа как Ци-Гун = "управление энергией", и что в самом Ци-Гун управление энергией понимается неверно, акцент ставится не там! И что делается это опять-таки для укрывания от глаз профанов!

Вот достигнет практикующий определённого уровня развития, да и поймёт, что к чему, да как. А пока что истинное положение вещей мешало бы продвижению, а с другой стороны является задачей для достижения и как бы "контрольным тестом" на достижение определённого уровня развития и, соответственно, понимания.

Понимание - самое главное, что есть в любых практиках, и никакое достижение не возможно всерьёз без понимания.

Монумент монаху-воину в Шаолине
Монумент монаху-воину в Шаолине