Найти в Дзене

Исходная причина страхов публичных выступлений и средство полного избавления.

Заговори, чтоб тебя увидели. (Сократ)
Заговори, чтоб тебя увидели. (Сократ)

Истоки.

Если вы наберете в поисковике «как избавится от страха публичных выступлений», то не найдете ясного описание причины этого явления, а только его симптомы, типа: при страхе выбрасывается адреналин и вызывает волнение. А решения, порой, даются очень странные, на мой взгляд.

Например, предлагают перед выступлением говорить: «я себе нравлюсь, я себе нравлюсь; я могу, я могу». Или того хуже: «визуализируйте, представляя людей в аудитории голыми».

Объясню, почему это не работает.

Страх публичных выступлений (в чем бы он не выражался) держится на случае из далекого прошлого, когда человек проявил инициативу в общении, а его не только не поддержали, а осмеяли, осудили, унизили так, что он готов был провалиться сквозь землю, и чтобы больше не попадать в такие ситуации, принял твердое решение, типа «это не мое; мне не дано; оратором нужно родится; больше я никогда не выйду к доске сам; я стеснительный, не выношу излишнего внимания и т. д.».

Может быть более лайтовый сценарий.

Человека в детстве постоянно критически оценивали те, что был для него авторитетом, предъявляли завышенные стандарты к общению, одергивали в обществе других людей, сравнивали не в его пользу. И он также мог принять такие же установки как способ выживания в небезопасном (такую идею ему навязали) социуме. Теперь в его разуме есть «верный страж его интересов».

Важно понять, что любая установка (фиксированная идея) делает человека правым и дает ему уверенность, создавая определенную зону комфорта. Быть стеснительным очень даже комфортно: ты всегда «в домике», где есть только ты и нет доступа другим, а значит, можно избежать неприятностей.

И теперь при появлении на любой, даже самой доброжелательной публике, этот «верный страж» ( стоять и напущать) начинает не в тему гавкать, оповещая об угрозе, которой на самом деле нет.

Фото yandex.ru
Фото yandex.ru

Теперь человеку, у которого есть негативное фиксированное решение , но он его давно не осознает, предлагают создать конфликтующую с более ранним утверждением идею «я могу». Одно противоречит другому. И человек просто будет стараться подавить свой дискомфорт. Это будет вызывать хроническое напряжение в теле, даже если ему удастся скрыть волнение и страх. И его страх и волнение так и останутся при нем.

🔺Способность к чему-либо не определяется преодолением конфликта между «НЕ МОГУ что-то делать, но убеждаю себя в том, что МОГУ.» Это «НЕ», незаконно стоящее ВПЕРЕДИ «МОГУ», и является тем, что блокирует способность.

Именно этот конфликт и создаёт условия для страха и других эмоциональных дискомфортов, проявляемых в теле трясучкой, потением, жаром и прочим.

Способность расцветает во всей красе тогда, когда «НЕ» встаёт на свое место – ПОСЛЕ одного из «МОГУ»: «могу выступать – могу НЕ выступать; могу громко- могу НЕ громко». Так появляется широкий диапазон возможностей.
Прекрасная мысль теряет свою цену, если она дурно выражена. (Вольтер)
Прекрасная мысль теряет свою цену, если она дурно выражена. (Вольтер)

Средство избавления.

Этот простой и мощной способ устранения всяких внутренних дискомфортов оратора, вызванных описанным конфликтом, я чрезвычайно успешно применяю на своих тренингах публичных выступлений более 15 лет. Я научилась этому методу у Президента Гильдии спикеров Голливуда Клауса Хилгерса.

🔺Методика позволяет за один-два часа расслабить оратора и устранить навсегда любой мандраж, страх и т. п.

Эффективность этого подхода основана на понимании того, что описанный выше конфликт, связанный с прошлым, проявляет себя в настоящем ИЗ-ЗА ВНИМАНИЯ людей в аудитории, которое они направляют на спикера. Из-за внимания как такового, а не потому, что оно положительное или отрицательное. Внимание - это спусковой крючок для появления мандража.

Это внешнее внимание не может выдержать и уводит своё внимание внутрь себя: «не так стою, не так говорю, не так выгляжу и т. д.». И теперь его собственное внимание вызывает в разуме те самые фиксированные идеи (установки) прошлого, они начинают «лаять об опасности» и включают физические реакции в виде излишнего выброса адреналина, мандражей, ступора и прочего.

Кстати, реальное внимание публики или виртуальное (когда лектор представляет себя, стоящим перед аудиторией) также «включает» различные виды страхов в теле, поскольку на оратора влияет созданная им картинка в разуме.

Кто не умеет говорить, тот карьеры не сделает. ( Наполеон)
Кто не умеет говорить, тот карьеры не сделает. ( Наполеон)

Суть упражнения на устранение мандражей.

Чтобы отключить негативные проявления, мы не будем заниматься психоанализом и искать иглу в большом стоге сена прошлого человека.

Мы будем ориентировать на точное определение того, какой именно дискомфорт чувствует оратор.

🔺Когда человек впервые на тренинге выходит выступать, через несколько минут его выступления я спрашиваю: «Есть ли в теле какой-либо физический дискомфорт? Назовите его точно.» И человек говорит: «Я чувствую жар в теле.» Тогда я прошу: «Снова начините самопрезентацию и после каждого предложения повторяйте три раза: «Жар, жар, жар.» Выглядит это немного необычно, но работает прекрасно: сначала эти проявления жара могут усилиться, а буквально через несколько минут пройдут совсем. Могут после этого включиться другие вещи: напряжение или потение. И все это я прошу участника тренинга проговаривать в процессе рассказа, проходить через это, не подавляя, и нервоз быстро улетучивается.

🔺Здесь работает два принципа одного закона:1) чтобы из чего-то выйти, надо через это пройти; 2) что «включило», то и «выключит». То есть необходимо осознать, что именно включилось и проговаривать это, пока не исчезнет.

Существует три категории ораторов: одних можно слушать, других нельзя слушать, третьих нельзя не слушать.            (Мэджи )
Существует три категории ораторов: одних можно слушать, других нельзя слушать, третьих нельзя не слушать. (Мэджи )

❓Меня спрашивают, а как это можно использовать не в рамках тренинга, если мандражи возникли перед выступлением?

Также, проговаривая вслух, если никого нет вокруг или про себя, если неудобно вслух.

Гриф «очень важно».

🔺Обратите внимание на еще один важный момент, который поможет быстрее избавляться от нервоза.

Аудитории своим вниманием включает страх у оратора также из-за того, что он воспринимает ситуацию выступления под грифом «очень важно». Это создает дополнительный эффект электрошока и человека «колбасит» еще больше.

Чтобы избавится от этого, но снять с ситуации гриф «очень важно».

Задайте себе вопрос: «Что самое страшное произойдёт, если что-то пойдёт не так, как вам бы хотелось?» Ничего особо страшного. Просто вы приобретёте опыт. Есть такое выражение: «Боитесь опозориться, идите - и «опозорьтесь!»

Все хорошие ораторы начинали как плохие ораторы. (Ралф Эмерсон )

Хорошая новость в том, что люди в аудитории не знают, ЧТО ИМЕННО вы собираетесь сказать. Им не с чем сравнивать ваш текст. Так что говорите смело, вас никто проверять не будет. И то, как вы выглядите, аудиторию будет интересовать первые три минуты. Главное, чтобы вы были увлечены тем, о чем говорите.

✅Кому эта статья была полезной? ✅Была бы вам интересна статья о дополнительных способах повышения уверенности в публичных выступлениях?

⏬В следующей статье расскажу вам о том, что делать, если волнение накрыло в начале выступления или периодически накрывает в течении всего выступления, а также о том, что делать если произошла оплошность или аудитория создает вам проблемы.

Подписывайтесь на мой канал. Буду рада лайкам и комментариям.

Также вы можете бесплатно скачать чек-лист успешных публичных выступлений на www.orator.velikayaelena.ru Записаться на речевой аудит лично ко мне можно по электронной почте creatorvel@mail.ru
Тренинг публичных выступлений для владельцев бизнеса в компании Evolutionmanagement
Тренинг публичных выступлений для владельцев бизнеса в компании Evolutionmanagement