Что же такое искусство? Как человека, занимающегося творчеством и почитающим различные виды искусства, меня всегда волновал этот вопрос. А случай, произошедший в начале этого года, как раз подтолкнул меня к оформлению своих мыслей в виде некого теоретического материала.нутри арт-центра "Пушкинская-10"
В начале января мы с подругой прогуливались по территории неформального арт-центра «Пушкинская-10» и забрели в так называемую «Мастерскую полковника» — место, где работал широко известный в узких кругах художник Юрий Никифоров. Посетителей встречала пожилая женщина (как позже выяснилось — вдова Никифорова), которая охотно рассказывала каждому о жизни, необычном стиле и работах Юрия Алексеевича. А стиль этот лично мне, скажу сразу, не понравился: не совсем понятные с первого (да что уж там греха таить — и со второго) раза полотна в каком-то радикальном бунтарском настрое, непонятные линии, резкие мазки, странное сочетание цветов… В самом павильоне были выставлены работы другой художницы, также неформальной, которая своими картинами хотела передать на холстах джазовую музыку и эмоции, возникающие во время ее прослушивания. Мы немного задержались в мастерской, рассматривая картины на стенах, а также стопки работ Никифорова, лежащие и стоящие повсюду, пытаясь осмыслить этот необычный стиль живописи.
Женщина, поняв, что мы нуждаемся в каком-то комментарии, решила спросить, как нам выставка, и рассказать о себе и своем муже. Мы ответили, что пока не очень понимаем все, что происходит и находится в арт-центре, и она решила показать нам фотографии с выставок Юрия Никифорова в надежде, что мы разделим ее восторг относительно творчества художника. Еще раз повторюсь, что мне такой стиль воспринимать всегда было сложно, и я не думала, что ее рассказ как-то резко откроет мне глаза на нонконформистское искусство. Если говорить коротко, задержались мы там примерно на полчаса, если не больше, а разговор наш чуть не вылился в интеллектуальный спор о восприятии и смысле произведений искусства.
«Ну что же тут непонятного, посмотрите!» — показывала она на каждую картину на экране своего телефона и рассказывала, что на ней хотел отразить художник.
Мне ее комментарии казались настолько неочевидными, что я не понимала, как она считывает с картины именно тот или иной смысл. Позже она заключила, что, скорее всего, еще просто не пришло время, чтобы мы поняли это искусство: мол, вот Айвазовский вам понятен, так и Никифоров понятен так же, как он (с этим я не согласилась), и в каждом искусстве, будь то классическая музыка, будь то живопись, нужно разобраться и изучить определенный материал, чтобы понять его (а вот в этих мыслях несомненно была доля здравого смысла). Мы поговорили еще несколько минут, но чтобы не затягивать разговор еще больше, я решила не высказывать свое мнение, лишь только повторилась, что мне такой жанр не понятен, но раз уж он признан в определенных кругах (и, что примечательно, работами Никифорова восторгаются и европейские ценители искусства), он, несомненно, имеет место быть.
Мы поблагодарили женщину за рассказ, а она нас — за проявленный интерес и уделенное время. Когда мы вышли за территорию, я решила озвучить мысли, которые не высказала в мастерской и которые, собственно, сейчас пишу здесь.
Так что же такое искусство и когда оно имеет место быть?
Я считаю, что искусство в целом— это творение человека, то, что он создал. Однако далеко не каждое творение можно назвать произведением искусства. Перечислю несколько признаков искусства (возможно, буду использовать слово «творчество», так как в данном случае считаю понятия «искусство», «творчество» и «произведение искусства» достаточно близкими и связанными между собой).
- Искусство понятно не всем. Я считаю, что нет ничего постыдного в том, что мне непонятен нонконформизм, а кто-то восхищается им; в свою очередь, я в восторге от натюрмортов Кончаловского, а кто-то может не понимать, чем завораживает банальность цветов и фруктов. На то и существуют разные виды, жанры искусства (и я сейчас, конечно, говорю не только о живописи), чтобы каждый нашел для себя что-то понятное и привлекательное.
- Искусство порождает споры, критику, дискуссии. Мне кажется, что творчество — это идеальная сфера для того, чтобы дискутировать. Любой творческий человек не должен бояться критики, потому что искусство на то и существует, чтобы его обсуждать, делиться мнениями, соглашаться или не соглашаться с автором. Если твое произведение обсуждают — это и есть успех, оно кого-то так или иначе заинтересовало!
- Если хотя бы один человек (за исключением автора, конечно) понял и нашел какой-либо смысл в том или ином творении, последнее можно считать искусством. К «искусству для одного» или к «вот этому скомканному листу бумаги, который только я считаю арт-объектом» я отношусь как к чему-то на грани психического отклонения. А если у того или иного жанра есть хоть даже самый узкий круг почитателей, это имеет место быть и претендовать на настоящее искусство.
- Одно и то же произведение искусства может восприниматься каждым по-разному. Если двум людям оно понятно, но кто-то нашел смысл в том, что, скажем, это стихотворение очень мелодично и может быть положено на музыку, а кого-то оно своими строками спасло от уныния в определенный момент жизни, это также искусство, только еще более богатое, раз оно настолько по-разному впечатляет людей.
Основываясь на этих признаках и отличительных чертах, можно без особого труда определить, является ли что-либо искусством или нет. Наверное, это далеко не все из того, что хранится у меня в голове на данную тему, но основные вещи я все-таки изложила.
В заключение отмечу, что все, сказанное здесь, является чисто субъективным мнением, и если кто-то с ним не согласен, я ничего против не имею. Это всего лишь мысли, наконец-то оформленные теоретически.
28/01/2018