Тридцать два года прошло со дня выхода фильма, а мы его по-прежнему смотрим с удовольствием. Что и говорить - бессмертная классика.
В 1981 году 23-летний ассистент Эдвард Ноймайер участвовал на подхвате в съемках фильма Ридли Скотта "Бегущий по лезвию". Этот фильм глубоко зацепил молодого человека, и он подумал, что неплохо бы создать альтернативный фильм, в котором андроид-полицейский обретет человечность. Эдвард начал писать, но за два года смог осилить только 40 страниц сценария и зашел в тупик. В 1984 году он познакомился с начинающим режиссером Майклом Майнером. Майнер сам подумывал над подобным фильмом, где главным героем будет персонаж, похожий на Тони Старка, но служащий в полиции. Майкл переписал и дописал сценарий и стал предлагать его разным киностудиям, однако ни одна из них не заинтересовалась предложением. Наконец, сценарий попал к Полу Верховену.
Верховен прочитал пяток страниц, сказал "Многа букофф. Ниасилил" и кинул сценарий в корзину доля мусора. Но его жена, наводя порядок в доме, заинтересовалась написанным, прочитала текст полностью и с присущим ей женским коварством убедила мужа взяться за этот фильм.
Поскольку первоначальный вариант был очень похож на "Бегущего по лезвию", сюжет подвергся серьезной переделке. Детройт превратился в мифический город Дельта-Сити, Джонс и Боддикер стали соратниками, а между Мерфи и Льюис возникли нежные чуйства вплоть до того, что в сценарии имелись сцены интима между ними. Однако, после того, как перечитали написанное, здравый смысл одержал верх над мухоморами и от последней идеи все же отказались (и слава Богу).
Изначально на роль Робокопа планировался Шварценеггер, но Арни попросту не смог влезть в костюм. Рутгер Хауер, Сильвестр Сталлоне и Майкл Айронсайд тоже не смогли сыграть Робокопа по этой же причине.
Съемки длились три месяца и проходили в Детройте, Далласе и еще в нескольких городах. Работа продвигалась тяжело, сроки поджимали, в итоге некоторые значимые для сюжета сцены не были сняты. Много хлопот было с созданием корпуса Робокопа. Во-первых, он был очень громоздкий и Питер Уэллер не помещался в машине. По этой причине в сценах с полицейской машиной показывается, как либо он готовится сесть в автомобиль, либо только что вышел из нее. В тех сценах, где его снимали сидящим в машине, на нем была надета только верхня часть корпуса. Во-вторых, корпус оказался очень тяжелым и в нем было очень жарко - Уэллер за день съемок терял до полутора литров жидкости. Позднее в корпус встроили кондиционер. В-третьих, выяснилось, что в корпусе невозможно двигаться, "как змея", как это было написано в сценарии. Тогда Уэллер предложил сделать движения робокопа более отрывистыми. Верховен согласился.
За аренду камеры, способной работать в режиме тепловизора, запросили какую-то космическую сумму. Верховен малость офигел и нашел выход: актеров раздели до белья, вымазали флуоресцентной краской и попросили походить туда-сюда по темной комнате.
Первое облачение Уэллера в костюм Робокопа заняло... 11 часов, а стоимость костюмчика составила миллион долларов - он был самой дорогой вещью на съемочной площадке.
Первая версия фильма была еще жестче и кровожадней. MPAA после просмотра присвоила фильму рейтинг 18+. Верховен был не согласен и вырезал часть сцен с убийствами. В конечном счете ему пришлось 12 раз вносить правки ради понижения рейтинга. Он добился своего - рейтинг понизили. На год.
Эпизод, где Робокоп ловит ключи от машины, которые ему бросает дежурный, смогли снять только с 50-го дубля: перчатки Робокопа были выполнены из поролона и ключи все время отскакивали от них.
Готовясь к роли, Питер Уэллер изучал игру советского актера Николая Черкасова в роли Ивана Грозного (1944).
Врачей, пытающихся спасти умирающего Мерфи, сыграли настоящие медики-травматологи. Их диалог был импровизацией, которую потом подправили совсем чуть-чуть.
В финальной перестрелке на литейном заводе пиротехники не рассчитали силу взрыва будки, по которой выстрелила Льюис. Взрывной волной и обломками будки опрокинуло экран, защищавший съемочную группу, несколько человек получили ушибы и была повреждена аппаратура.
Когда Робокоп снимает с себя шлем, его голова остается незащищенной, но почему-то ни одному преступнику не приходит мысль воспользоваться этим и выстрелить или ударить ему в голову. Тупые преступники.
В Сакраменто (Калифорния) произошел забавный случай: убегающий от полиции преступник вбежал в кинотеатр, где как раз показывали "Робокопа". Он занял место среди зрителей, надеясь затеряться среди них, но так увлекся фильмом, что не заметил, как полиция вывела всех зрителей и он остался в зале один, после чего был немедленно арестован.
Тем не менее при всех сложностях получился отличный фильм, который в 87 году смотрелся настоящим шедевром, да и сейчас не уступает по качеству новым картинам с навороченными спецэффектами. В нем есть смысл и идеи. Я отлично помню, как мы прилипали к экрану, когда его показывали по местному кабельному телевидению. Это было прямо "Ух!" что такое, а кассета с фильмом занимала почетное место рядом с "Терминатором" и "Хищником".