Найти тему

БИЗНЕС «ПО ВАШЕМУ» - РАЗБОРКИ «ПО ИХНЕМУ»

Международное сотрудничество фирм давно является обыденным делом. Правила международного бизнеса устанавливаются как международным законодательством, так и внутренним законодательством каждого государства. Но, не смотря на то, что правила, устанавливаемые международным законодателем, имеют приоритет перед внутренними законами государств, каждый в своём государстве придерживается выработанной годами системы работы. Как говорится, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. А потому фирмы и предприниматели вынуждены приспосабливаться и вырабатывать свои методы ведения бизнеса, стараясь при этом соблюсти требования, установленные внутренними законами каждого из государств, в которых они работают. Что из этого может получиться, мы расскажем в нашей очередной истории.

Стас являлся представителем одной фирмы в Украине, которая занималась продажей мебели и строительных материалов. Мебель и стройматериалы закупались в Германии и продавались на территории Украины. Вообще-то, фирма была предприятием серьёзным, но и в её работе не обходилось без проблем. В частности, эти проблемы у неё возникали по вине украинского банка, который, почему-то, всегда долго проводил денежные операции по переводу денег поставщику. А в результате фирма часто нарушала сроки оплаты поставленной ей продукции. Данное обстоятельство отрицательно сказывалось на репутации фирмы, её имидже и создавало определённые проблемы. Чтобы каким-то образом уйти от этого, фирма решила, минуя банк, рассчитываться с поставщиком наличными деньгами. Договорённость между сторонами была достигнута, документы оформлены, и Стас являлся как раз тем представителем, который эти деньги доставлял в Германию и производил расчёты с поставщиком. Попутно он совершал и другие поручения фирмы по приобретению товаров для нужд родного предприятия. Всё шло хорошо, стороны были довольны, но... Однажды Стас в Германии допустил маленькую оплошность, которая, как снежный ком, грозила обернуться для него большими неприятностями.

Приехав в очередной раз в Германию на машине, Стас не правильно поставил свой автомобиль на стоянку (сказалась привычка парковки, принятая на родине). Его машину увезли на штрафстоянку. Обнаружив пропажу машины, Стас, с помощью своих коллег из фирмы-поставщика, позвонил в полицию, где ему сообщили, что его машина была припаркована в неположенном месте, а потому в настоящее время находится на штрафной стоянке. Предъявив документы и оплатив штраф, он может забрать свою машину. Ну что ж, конечно, не приятно, но поправимо. Прибыв на место штрафной стоянки, Стас предъявил свои документы, документы на машину и квитанцию об оплате штрафа и хотел забрать свою машину. Но не тут - то было. Понятно, что его машина имела иностранные номера. На сидении в машине лежало несколько коробок с новыми сотовыми телефонами. Обнаружив это, сотрудники полиции машину вскрыли и произвели обыск. В машине кроме несколько новых сотовых телефонов, которые Стас купил для своей фирмы, были обнаружены крупные суммы денег: более 50.000 Евро и 10.000 долларов США. Полиция заподозрила владельца машины в нелегальной торговле и в отмывании денег. Следует отметить, что как раз в это время в городе Германии, в котором происходили описываемые нами события, проводилось несколько расследований, связанных с незаконной торговлей и отмыванием денег. У полиции возникли подозрения в наличии возможной связи между иностранным господином, нарушившим так неосмотрительно правила парковки, и другими делами. Естественно, у органов правопорядка возникли к Стасу вопросы. Органы дознания начали разбираться в происходящем.

Надо ли говорить, что Стас ну никак не ожидал такого поворота событий. Его фирма занималась бизнесом легально, за самим Стасом никогда никаких нарушений не числилось. И вот тебе - подозрение в контрабанде и незаконном отмывании денег. Стас позвонил своему шефу в Украину и получил разрешение воспользоваться услугами адвоката. Он обратился к немецкому адвокату. Прошло несколько недель, но ничего положительно адвокату добиться не удалось. К тому же, общение с адвокатом происходило только при посредничестве переводчика – немецкий язык Стаса, мягко говоря, оставлял желать лучшего. Срочно нужен был русскоязычный адвокат. Случайно Стас узнал о нашей адвокатской канцелярии и обратился к нам со своей проблемой. В первую очередь необходимо было поставить в известность предыдущего адвоката Стаса о том, что он прекращает с ним «своё сотрудничество» и даёт поручение нам. Это было не просто правилом хорошего тона, это было тактическим ходом корректно получить наработанные материалы, а также получить от коллеги ту информацию, которая была уже им получена в ходе работы по этому делу (ведь информация может быть и устной). Это было очень важно для того, чтобы не начинать работу с нуля. Прежнего адвоката мы в предельно вежливой форме уведомили письмом о том, что в данное время мы перенимаем на себя представительство его клиента, так как его клиент плохо владеет немецким, а потому испытывает затруднения в общении с ним. Попросили предоставить нам имеющуюся у него документацию. Наш коллега отнёсся к этому с пониманием и, когда мы связались с ним по телефону, охотно поделился имеющейся у него информацией, полученной им из прокуратуры.

Уладив дела с коллегой, мы проинформировали прокуратуру о том, что с этого момента представляем интересы нашего клиента и запросили копии материалов дела (получение копий подлинных материалов дела – это всегда очень важный шаг при ведении любого дела, а потому свою работу по делу адвокат начинает именно с него). После получения актов и их изучения, мы могли приступить к выработке стратегии ведения дела. Было очевидным, что нам необходима вся информация о том, сколько у клиента было денег, куда он их потратил и куда ещё собирался потратить. Вся информация должна была быть подтверждена документально. Стас очень оперативно представил нам всю имеющуюся у него документацию – квитанции, договоры, чеки.

Здесь мы хотим сделать небольшое отступление и пояснить читателю, что подразумевает под собой фраза «отмывание денег», и что за это деяние предусматривает Уголовный кодекс Германии. Абзац 1 § 261 Уголовного Кодекса Германии (Strafgesetzbuch) предусматривает наказание от 3 месяцев до 5 лет лишения свободы за совершение следующих преступлений: сокрытие предмета, добытого в результате совершения одного из противоправных деяний, названных в предложении 2, утаивание его происхождения, а также препятствие установлению происхождения этого предмета, его местонахождения, конфискации, изъятию или сохранению такого предмета. Угроза совершения одного из перечисленных действий также подлежит уголовной ответственности, согласно предложению 1 § 261 Уголовного Кодекса Германии. К противоправным деяниям в смысле предложения 1 относятся, например, взяточничество, подделка чеков и карточек, сутенёрство, торговля людьми с целью эксплуатации, кража, присвоение, обман, подделка документов и другие деяния, предусмотренные различными законами и указанные в § 261 Уголовного Кодекса. Таким образом, очевидно, что данная норма права предусматривает достаточно строгое наказание и указывает на большое количество вариаций условий для обвинения по этой статье. Но когда речь идет об отмывании денег, в целом имеется ввиду - легализация денежных средств, полученных незаконным путём. Основная цель данного преступления - замаскировать незаконное происхождение денег, так как только в таком случае преступник получает возможность легально пользоваться этими деньгами.

Для нас было очевидным, что в случае с нашим клиентом подозрение в отмывании им денег было явно надуманным, однако, прокуратура нашего мнения пока не разделяла. Поэтому перед нами стояла задача сделать все необходимое, чтобы в скорейшем времени вернуть конфискованные деньги и восстановить истину в отношении нашего клиента, доказав, что наш клиент имел право распоряжаться этими деньгами и являлся их законным владельцем. Нами были сделаны и предоставлены копии всех счетов и квитанции за последний год работы Стаса; также мы запросили документы и подтверждения от его работодателя. Мы просили руководителей фирма указать, сколько денег и для каких целей получил Стас. Вся информация из фирмы была предоставлена довольно быстро: все суммы выданных денег точно соответствовали найденному у нашего клиента количеству денежных средств. Цели, на которые были выданы деньги, были также указаны и полностью соответствовали тому, что говорил Стас нам и правоохранительным органам, и тем документам, которые он представил в прокуратуру с нашей помощью. Для нашего клиента и фирмы, в которой он работал, было очень важно вернуть деньги, которые у Стаса были изъяты правоохранительными органами, и оплатить поставщику поставленный им товар. Казалось бы, нами было представлено достаточно доказательств, и все подозрения в отношении нашего клиента были нами опровергнуты, однако, дело в прокуратуре с мёртвой точки не двигалось, и наш клиент не мог оплатить по счетам - конфискованные деньги не возвращали. Мы направили в прокуратуру несколько писем с просьбой закрыть уголовное дело в отношении нашего клиента за отсутствием состава преступления и вернуть деньги. Наконец, мы получили от прокурора ответ, в котором он заявил о том, что деньги не могут быть выданы, так как подозрение в отношении нашего клиента не снято, и имеются предпосылки, предусмотренные § 73 Уголовного Кодекса Германии. Данная норма права предусматривает переход некоторых денежных средств в собственность государства – конфискацию. Но для этого должны быть выполнены следующие условия, установленные § 73 УК Германии: если совершено нарушающее правопорядок деяние и исполнитель или участник приобрел что-либо от деяния или посредством него, то может быть назначена конфискация этого приобретения. То есть в нашем случае, наш клиент должен был эти деньги получить в связи с совершением преступного деяния. Но, как мы говорили выше, мы уже представили прокуратуре доказательства, опровергающие данное подозрение.

На такой ответ нужно было реагировать незамедлительно. Ведь под угрозой стояли не только сделки фирмы, в которой работал Стас, в Германии, но и её работа в Украине. На письмо прокурора мы направили свои возражения с обоснованием отсутствия поводов для указанных прокуратурой подозрений. Мы еще раз обратили внимание на то, что доказательства предоставлены и каждый факт доказывает не только один документ или показание подозреваемого, а все они в совокупности. Мы указали на то, что фирма, представителем которой является наш клиент, несет не только материальные убытки, но и теряет свою репутацию в глазах партнеров. Деньги мы попросили перевести на указанный нами счет адвокатской канцелярии и заверили, что мы подтвердим наличие доверенности нашего клиента для перевода денег на наш счет. Через несколько дней нами была получена информация из прокуратуры о том, что уголовное дело в отношении нашего клиента закрыто по основаниям, предусмотренным абзацем 2 § 170 Уголовно-процессуального Кодекса (Strafprozessordnung) – за отсутствием состава преступления.

Затягивание расследования дела со стороны правоохранительных органов вполне объяснимо - через конфискованные деньги имеется возможность косвенного принуждения подозреваемого дать показания и подтвердить совершение им преступления или иного неправомерного деяния. Ну в самом деле – разве не подозрителен сам по себе тот факт, что иностранец, прибывший в Германию по бизнес-визе, носит при себе столько наличных денег?

Деньги были переведены на указанный нами счет, и Стас получил их у нас, как только смог приехать в Германию. Свои деловые отношения его фирме теперь придётся восстанавливать и вновь отлаживать. Сам Стас, смеем надеяться, будет теперь более осмотрительным при парковке машины в Германии. В одном Стас и фирма, в которой он работает, уверены теперь точно – чтобы не случилось, в Германии у них есть надёжный консультант и защитник в лице нашей адвокатской канцелярии, который может не только компетентно представлять их интересы, но и обеспечить необходимую правовую защиту.

Все права защищены. При копировании и републикации статьи ссылка на первоисточник обязательна.

Йоханнес Энгельманн

адвокат