Научиться рисовать раньше, чем ходить, не только можно, но и нужно. Хотя бы для того, чтобы легче было пойти в детский сад, в школу и вообще — по жизни. Редкая мама не вспомнит, сколько слез было пропито, когда наставал момент поступления малыша в детский сад.
Родители в группе явление настолько уникальное, что можно только удивляться: как их пустили в святая святых. Недаром же ясли-сады называются строгим словом «учреждение», хотя и с прилагательным детское. В чужое учреждение со своим уставом не ходят, впрочем, и не со своим — тоже.
Первое, чем меня поразил обыкновенный садик на окраине Москвы — так это наличием родителей в группе. Они совершенно полноправно играли вместе с малышами. Второй момент, достойный удивления, — это обилие красок, не в смысле украшательства интерьера, а в самом прямом. Гуашь стояла на каждом столике во всем разнообразии цветов. И именно ею, а не карандашами рисовали малыши.
Не выбирая, я подошла к первой же молодой мамочке, сидящей с малышом на коленях. «Увидела объявление на «молочной кухне». Нам уже тогда годик исполнился. Придя сюда, поняла, что обязательно будем ходить! Здесь с малышами занимаются разные педагоги. Есть и игры, и музыкальные, и спортивные занятия, и рисование. Мы очень довольны. Когда говорю сынишке, что сегодня поедем в садик, он очень радуется. Раньше Даня очень боялся чужих людей, вообще посторонних. То, что нам обещали воспитатели — оправдалось на все сто.
Ребенок растет в такой доброжелательной среде, какую сейчас мало где встретишь. А мне кажется, как стартуешь, так дальше и пойдешь по жизни». Мнение мамочки сродни заключению независимого эксперта. Пока столь оригинальным способом подготавливают детей к поступлению в сад в двух местах, один из которых при государственном фонде «Содействие» профилактике… наркомании. Да, да, именно наркомании. Потому что есть наркологи, считающие, что корни проблемы наркомании возникают в глубоком детстве. В общем, чтобы потом не кусать локти, что ребенок стал наркоманом, надо в младенчестве об этом позаботиться. Нельзя прерывать контакт матери и ребенка. Собственно, этому замыслу и подчинена идея столь раннего «рисования».
Оказывается, с ребенком мало вместе играть. Нужно еще и совместно творить, создавать. Начинать это совместное творчество хорошо с шестимесячного возраста. Давать шестимесячному грудничку а руки краски кажется ужасным. Но этот возраст выбран педагогами не случайно. Именно в этом возрасте для маленького человечка наступает тот этап, когда мама нужна не только в качестве кормилицы, а как партнер в игре.
Краски как посредник при контакте мать-дитя тоже выбраны не случайно. С их помощью можно одновременно воздействовать на многие органы чувств. Возбраняется только одно — пробовать краски на вкус. Когда мама рядом — ребенок чувствует себя под крылышком защищенным. Именно на руках у матери юные художники и начинают создавать свои абстрактные картины. Рисуют в основном на бумаге. Хотя, конечно, каждый малыш идет своим путем.
Например, маленький Саша в качестве холста для своих полотен признавал только мамино лицо, ну и другие части тела. Годовалый малыш уже почти самостоятелен, оттого, что встал на ножки. Рисует уже не пальцами, а кисточками. Правда, до трех лет у многих картины выходят «послабее», чем в младенчестве. Это видно на «полотнах», представленных на выставках.
Да, да, художники в памперсах выставляются и в Дарвиновском музее Москвы, есть экспозиция в Минусинске, прошла выставка в Красноярске. Сейчас Мария Владимировна Гмошинская — врач-педиатр, кандидат медицинских наук сама удивляется, как не додумались раньше использовать краски при работе с маленькими детьми.
Посоветовавшись со специалистами, пришли к выводу, что нельзя использовать дешевую акварель, лучше брать отечественную гуашь. Льется она рекой. Возраст юных рисовальщиков снижался постепенно. Вначале рисовали 2-3-летние. Первой ласточкой в памперсе стал Бусургин Алеша. Его мама увидела, как рисуют «большие» дети и упросила Марию Владимировну дать попробовать пятимесячному Алеше потворить картину.
Скрепя сердце младенцу выдали зеленую гуашь… Теперь у него 250 работ. Благодаря родителям, каждая из них подписана, например, так: «Мальчик чихает», «Маша плачет», «Плохая погода». Чем лучше настроение у малыша, тем больше цветов он использует, распакует все баночки. Хотя, конечно, научно доказанный факт, что любимым цветом для всех маленьких является оранжевый. Может, поэтому в старой песенке и пелось про оранжевое небо и оранжевого верблюда?
Рыжую краску можно давать с самого раннего возраста — не ошибетесь. Ею младенец будет рисовать с упоением. Наверное, оттого, что она напоминает ему сосок груди, к которой он ползет. А от красного цвета младенцы перевозбуждаются, его надо вводить постепенно. Словом, расширение палитры совпадает с естественным физиологическим процессом. … Тем временем Даня Воробьев закрутил крышки на каждой баночке. На сегодня он закончил.
На рисунке ставится дата, похоже, что она попадет на выставку. Вырастет из него Айвазовский или нет — неизвестно. Пока видно только, что малыш обладает здоровой психикой и хорошо развит. В каждом малыше дремлет художник. Им хочется выразить мир по-своему. Чаще родители боятся давать краски маленьким. Оказывается, зря.