Пьесы Бернарда Шоу - глоток свежего воздуха, в котором я крайне нуждалась после прочтения нескольких современных "бестселлеров". Сегодня хочу поделиться впечатлением от пьесы "Профессия миссис Уорен", написанной между 1893 и 1894 гг. Чем она меня привлекла:
- юмор (неизбитый и не плоский, настоящий юмор в том числе и в ситуациях, где юмору совсем казалось бы и места нет)
- привлекающая внимание героиня (юная феминистка, гордая и своенравная)
- проблема отцов и детей, поднятая в пъесе (правильнее было бы сказать - проблема матери и дочери)
Главные герои:
- Виви - девушка 22-23 лет
- миссис Уоррен - мать Виви, заведует борделями или как в пьесе культурно выражаются "пансионами"
- Фрэнк - парень 20 лет, ухажер Виви, которому нужны деньги, в чем он честно сознается
- Пастор - отец Фрэнка, предположительно отец Виви, но она об этом не знает
- Прейд и Крофтс - знакомые миссис Уоррен
О чем пьеса?
Действие, очевидно, происходит в 19 веке. Главная героиня - образованная молодая леди, никогда не знавшая родительской забыты, крайне независимая, не желающая следовать устоявшимся в обществе правилам, сама решающая свою судьбу. Зовут юную особу - Виви Уоренн. Читатель знакомится с ней в небольшом загородном доме, где девушка проводит своего рода летние каникулы перед поступлением на работу. Она читает книги, изучает точные науки и совершенно не интересуется чувственной стороной жизни. Ее привлекает только возможность доказать всему миру собственные способности, а они у нее незаурядные, все же девушка заняла третье место на экзамене по математике в Кембридже.
Читателю сразу становится ясно, что перед ним не какая-то вертихвостка и мечтательница, а серьезная молодая особа, которая многого сумеет добиться в жизни. Сначала мне показалось, что все произносимые Виви речи - это напускная бравада, но это не так. Перед нами максималистка своего века, разделяющая мир на черное и белое, и в этом своем суждении в чем-то оказывающаяся права.
Виви - богатая наследница, но деньги нужны ей только для того, чтобы иметь возможность получать образование, они открывают ей доступ к знаниям, а не к дорогим украшениям и нарядам. Девушка знает, что привлекательна, но никогда этим не пользуется, кажется, будто она не осознает себя девушкой, хоть и в полной мере понимает, что нравится одному юноше - соседу Френку.
"Вас послушать - волосы становятся дыбом! Неужели в вашей жизни совсем нет места ни романтике, ни красоте? - вопрошает ее старый знакомый матери, на что девушка отвечает: - Мне до них никакого дела нет, уверяю вас.
И это чистейшая правда.
Итак, Виви с точки зрения матери отдыхает, а по ее собственному мнению - готовится к будущей работе, о которой мать не подозревает. Мы застаем девушку одну в саду дома, но тот час в ее окружении появляется знакомый матери - некий Прейд, сама мать - миссис Уоррен и мистер Крофтс, сопровождающий ее и играющий роль не то содержателя, не то просто друга.
Мать приезжает к Виви с единственной целью - увидеть дочь и видимо оценить ее внешние данные, чтобы знать, к чему готовить женихов, все же Виви - 23 года. Между матерью и взрослой дочерью тот час же вспыхивает конфликт. Они не только по разному смотрят на жизнь, но и в силу образованности дочери - находятся на разных социальных ступенях. Миссис Уоррен - богатая деревенщина, которую принимают в обществе только из-за богатства, а Виви не только богатая наследница, но и хорошо образована, с такой не стыдно показаться среди приличных людей. Кроме того, у миссис Уоррен - есть прошлое, которого стоит стыдиться, есть также и настоящее, о котором следует умалчивать.
Виви ничего не знает о том, как мать нажила богатство, а узнав правду, отворачивается от нее, окончательно убедив себя в правильности своего решения зарабатывать на жизнь собственным трудом. Собственно вся книга - это конфликт между матерью и дочерью, который можно выразить одной фразой "pecunia non olet". Но Виви думает совсем по другому и она решает прекратить всякие контакты с матерью, решившись отказаться не только от денег, но и от родства.
Пьеса до 1902 г. не ставилась на сцене, поскольку была признана "безнравственной"
У повествования не будет счастливого конца, но оно заставляет серьезно задуматься о жизни, о том, что правильно, о том, что мир не в черно-белую клеточку окрашен, в нем больше серых оттенков и выбор никогда не бывает на 100% правильным. Я бы включила эту пьесу в школьную програму наравне с "Отцы и дети" Тургенева. Поднятые в ней вопросы - вечные. Лет в 16-18 я была бы полностью на стороне Виви, но сейчас не могу сказать, что она права. Гордость и предубеждение - не лучшие качества, которые может проявить человек, в особенности по отношению к близким людям. И хотя Виви мне понравилась, но я почти уверена в том, что если бы у пьесы было продолжение, то девушка еще не раз бы пожалела о своем решении. Родственные связи не так то и просто разорвать, даже если этого хочешь и если сейчас совсем не больно, но потом боль все равно придет.
"...Знаешь, что я с тобой сделала бы, если бы ты родилась снова?...
... Задушили бы меня, верно?
...Нет, я воспитала бы тебя так, чтоб ты была мне настоящей дочерью, а не такой, какая ты теперь, - с твоей гордостью, предрассудками и образованием....
(диалог между миссис Уоррен и Виви)
Настоятельно рекомендую пьесу к прочтению. Я в восхищении, читается на одном дыхании, остается приятное послевкусие, побуждает к дискуссии и размышлениям о важном.
Если вам понравился представленный материал, ставьте лайк и подписывайтесь на канал. Автору будет приятно!
Хороших вам книг! Ваш, Читающий хомяк!