И вот что я, граждане, скажу. Настоящий феминизм – он там, в середине 20-го века. Потому что феминизм – это не фрики Femen или «Война», это не маскулинная мадам из «Солдат Джейн», это обычные женщины (даже - бабы), которые реально борются и за равноправие, и за свои права – прежде всего, человеческие.
Да, конечно, фильмы того времени политизированы, пафосны и плакатны, но они ведь отражают суть происходящего в стране. Особенно – когда какие-то идеи кочуют из фильма из фильм. А идея феминизма – одна из часто встречающихся в лентах того времени.
Сюжеты, как правило, незамысловаты, и фильм «Бабы» не исключение.
Рыболовецкий колхоз. Женщины решили создать свою бригаду. Замечу – не с удочками сидеть, а сети таскать. Солдат Джейн, конечно, крута, но я бы посмотрел на нее до того, как она начала тренировки по специальным программам. Я бы вообще с интересом посмотрел на нее, поместив в те условия, в которых жили героини фильма.
Да, бригаду они создали. Вот только никто всерьез к ним не относится – и бригадира им дали из числа самых завалящих (Владимир Баталов), и техника у них на грани фантастики, и... в общем: куда ни кинь – всюду клин. Они и сами себе не верят, что смогут.
И главная героиня – тихоня Варвара Кладова (Алла Тарасова), которая еще вчера, хлюпая носом, чинила рубашки мужу Степану (Андрей Абрикосов), в грош ее не ставившему, вдруг начинает осознавать себя по-другому. И находит какие-то слова для подруг. Да такие слова, что работа уже не кажется им страшной, и они понимают, что преодолеют.
Когда я искал информацию об актерах и фильме, я, конечно, натыкался на рассуждения – мол, «я и лошадь, я и бык» и т.п. Да не в этом же дело! Да, героиням пришлось отстаивать свое человеческое достоинство через тяжелый труд – но ведь в те времена вариантов было немного. Или такой вот труд – или сиди, пинаемая придурком-мужем. А потому что кормилец, а потому что куда она с дитями без него? И даже если он загулял, все равно пресмыкаться придется.
Но тот же «кормилец» ужом начинает вертеться и кланяться, когда четко осознает, что больше он тут командовать не будет. Или – пошел в пешее эротическое, обойдутся без сопливых. И даже дети хвастаются: «мамка лисапет купила, мамка куклу с маргающими глазами подарила». А папка-то ничего не дарил, он жеж бог и царь был, чо! Летали от него по стенкам...
Картина «Бабы» – единственная режиссерская работа Владимира Баталова, отца Алексея Баталова, которого мы все знаем и любим.
Фильмы про артистов всех жанров + ТВ, СМИ и подобное
Оригинал статьи находится в моём киноблоге https://kino-sssr.livejournal.com/533486.html
Метки: сельская драма, феминизм, Приволжье, рыболовецкий промысел, любовь/отношения, треугольник, семья