Найти тему
Советское Кино и не только

Бабы (1940 год)

И вот что я, граждане, скажу. Настоящий феминизм – он там, в середине 20-го века. Потому что феминизм – это не фрики Femen или «Война», это не маскулинная мадам из «Солдат Джейн», это обычные женщины (даже - бабы), которые реально борются и за равноправие, и за свои права – прежде всего, человеческие.

Кадр из фильма "Бабы" (1940)
Кадр из фильма "Бабы" (1940)

Да, конечно, фильмы того времени политизированы, пафосны и плакатны, но они ведь отражают суть происходящего в стране. Особенно – когда какие-то идеи кочуют из фильма из фильм. А идея феминизма – одна из часто встречающихся в лентах того времени.

Сюжеты, как правило, незамысловаты, и фильм «Бабы» не исключение.

Председатель Духов (Василий Новиков), кадр из фильма "Бабы" (1940)
Председатель Духов (Василий Новиков), кадр из фильма "Бабы" (1940)

Рыболовецкий колхоз. Женщины решили создать свою бригаду. Замечу – не с удочками сидеть, а сети таскать. Солдат Джейн, конечно, крута, но я бы посмотрел на нее до того, как она начала тренировки по специальным программам. Я бы вообще с интересом посмотрел на нее, поместив в те условия, в которых жили героини фильма.

Варвара Кладова (Алла Тарасова), кадр из фильма "Бабы" (1940)
Варвара Кладова (Алла Тарасова), кадр из фильма "Бабы" (1940)

Да, бригаду они создали. Вот только никто всерьез к ним не относится – и бригадира им дали из числа самых завалящих (Владимир Баталов), и техника у них на грани фантастики, и... в общем: куда ни кинь – всюду клин. Они и сами себе не верят, что смогут.

Терентий Казанок (Владимир Баталов), кадр из фильма "Бабы" (1940)
Терентий Казанок (Владимир Баталов), кадр из фильма "Бабы" (1940)

И главная героиня – тихоня Варвара Кладова (Алла Тарасова), которая еще вчера, хлюпая носом, чинила рубашки мужу Степану (Андрей Абрикосов), в грош ее не ставившему, вдруг начинает осознавать себя по-другому. И находит какие-то слова для подруг. Да такие слова, что работа уже не кажется им страшной, и они понимают, что преодолеют.

Степан Кладов (Андрей Абрикосов), кадр из фильма "Бабы" (1940)
Степан Кладов (Андрей Абрикосов), кадр из фильма "Бабы" (1940)

Когда я искал информацию об актерах и фильме, я, конечно, натыкался на рассуждения – мол, «я и лошадь, я и бык» и т.п. Да не в этом же дело! Да, героиням пришлось отстаивать свое человеческое достоинство через тяжелый труд – но ведь в те времена вариантов было немного. Или такой вот труд – или сиди, пинаемая придурком-мужем. А потому что кормилец, а потому что куда она с дитями без него? И даже если он загулял, все равно пресмыкаться придется.

Ольга, любовница Степана (Эмма Цесарская), кадр из фильма "Бабы" (1940)
Ольга, любовница Степана (Эмма Цесарская), кадр из фильма "Бабы" (1940)

Но тот же «кормилец» ужом начинает вертеться и кланяться, когда четко осознает, что больше он тут командовать не будет. Или – пошел в пешее эротическое, обойдутся без сопливых. И даже дети хвастаются: «мамка лисапет купила, мамка куклу с маргающими глазами подарила». А папка-то ничего не дарил, он жеж бог и царь был, чо! Летали от него по стенкам...

Картина «Бабы» – единственная режиссерская работа Владимира Баталова, отца Алексея Баталова, которого мы все знаем и любим.

Фильмы про артистов всех жанров + ТВ, СМИ и подобное

Оригинал статьи находится в моём киноблоге https://kino-sssr.livejournal.com/533486.html

Метки: сельская драма, феминизм, Приволжье, рыболовецкий промысел, любовь/отношения, треугольник, семья