Найти в Дзене
Облако мыслей

Что происходило с психологией в Советском Союзе

В этой статье речь пойдет о том, с чего начиналась и как развивалась психология в нашей стране. О том, с какими трудностями пришлось столкнуться и о тех, кто внес свой вклад в науку, не смотря не на что. ХIX век - время изменений и преобразований. В этот период психология в нашей стране начинает развиваться как самостоятельная наука. Возникают оригинальные идеи, на которые в дальнейшем будут опираться важные научные открытия. Одна из наиболее ярких работ того времени - работа И. М. Сеченова "Рефлексы головного мозга". Эта работа оказала влияние на исследования В. М. Бехтерева и И. П. Павлова. Позднее, открытие Павловым механизма образования условного рефлекса были сформированы многие научные концепции, в том числе, бихевиоризм. На рубеже веков экспериментальные исследования в области психологии вели такие учёные как А. Ф. Лазурский, Н. Н. Ланге, Г. И. Челпанов. Психологические знания используются теперь при решении профессиональных задач, в педагогике и медицине. В 1912 году Г. И. Че

В этой статье речь пойдет о том, с чего начиналась и как развивалась психология в нашей стране. О том, с какими трудностями пришлось столкнуться и о тех, кто внес свой вклад в науку, не смотря не на что.

ХIX век - время изменений и преобразований. В этот период психология в нашей стране начинает развиваться как самостоятельная наука. Возникают оригинальные идеи, на которые в дальнейшем будут опираться важные научные открытия. Одна из наиболее ярких работ того времени - работа И. М. Сеченова "Рефлексы головного мозга". Эта работа оказала влияние на исследования В. М. Бехтерева и И. П. Павлова. Позднее, открытие Павловым механизма образования условного рефлекса были сформированы многие научные концепции, в том числе, бихевиоризм.

На рубеже веков экспериментальные исследования в области психологии вели такие учёные как А. Ф. Лазурский, Н. Н. Ланге, Г. И. Челпанов. Психологические знания используются теперь при решении профессиональных задач, в педагогике и медицине.

В 1912 году Г. И. Челпанов открывает первый в России и третий в мире Психологический институт. Психологический Институт им Л. Г. Щукиной существует и по сей день.

В начале ХХ века в науку пришли такие талантливые учёные как Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн, чьи заслуги получили мировое признание, а так же вырастившие не менее знаменитое следующее поколение ученых: Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин. (основные труды этих учёных относятся к периоду 30х - 60х гг)

Выготский (1896 - 1934) создал культурно-историческую теорию развития психики и создал новое направление в детской психологии.

Рубинштейн (1889 - 1960) и его ученик Леонтьев рассматривали человека как субъект деятельности. Но взгляды их отличались: Рубинштейн подчёркивал, что психика должна изучаться через её проявления в основных видах деятельности (труде, учении, игре и тд). Леонтьев приравнивал бытие человека и деятельность, в то время как Рубинштейн рассматривал её как процесс, происходящий время от времени.

-2

В 20-е - 40е годы зарождается советская марксистская психология, направленная на решение задач новой идеологии. В этот период подверглись критике важные научные исследования. Педология, изучающая развитие ребёнка в 1936 г. была объявлена лженаукой. Наложен запрет на психодиагностические методики.

Отдельным направлением того времени была психотехника. Целью ее была рационализация профессионального обучения и организация трудового процесса. В 1937 г - был расстрелян лидер психотехники И. Н. Шпильрейн. А поведенческий подход был репрессирован за механистичность. Таким образом, к началу 60х гг. были запрещены почти все основные концепции, получившие признание во всем мире. Но благодаря таким советским учёным как С. А. Рубинштейн, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, Б. Г. Мясищев и др. были сохранены основы этой науки.

Пусковым моментом выхода отечественной психологии на качественно новый уровень стала потребность в инженерной психологии. В 1959 г. Б. Ф. Ломов создаёт лабораторию, где проводились исследования обработки информации человеком, разработаны принципы учёта человеческого фактора и др. Автоматизация труда активизировала не только инженерную, но и социальную психологию. В 1966 г. открываются факультеты психологии в Московском и Ленинградском гос. университетах. Следующим этапом развития науки было освобождение от идеологических догм и запретов.

Также на моём канале: о психоанализе Фрейда - здесь. О репрессиях в психологии - здесь.