Танец живота (бэллидэнс) — западное название танцевальной техники, распространённой на Ближнем Востоке и в арабских странах. На арабском языке он известен как Ракс Шарки (араб. رقص شرقي: восточный танец), на турецком — как Oryantal dans, то есть «восточный танец». Своеобразие восточного танца живота — в его пластичности.
Происхождение.
Танец живота во многом навеян мифами о Востоке, восточными красавицами (Саломея), одалисками и баядерками, который был воплощен в XX веке на основе синтетической танцевальной техники: европейское кабаре (бурлеск) XIX—XX веков, цыганский танец гавази (проникший в Египет из Индии в X веке) и местные арабские танцевальные традиции (ритмичные покачивания бёдрами), которые были существенно приглушены многовековым господством ислама. Главным аргументом в пользу современного происхождения танца живота является тот факт, что арабские народные танцы имели коллективный характер, а исламский дресс-код является несовместимым с нарядом исполнительницы танца живота.
История.
Первое шоу с восточными танцовщицами было показано в Париже в 1889 году.
В 1926 году ливанская актриса и танцовщица Бадия Масабни (Badia Masabni) открыла ночной клуб «Opera Casino» в Каире по образу и подобию европейских кабаре того времени. Считается, что именно она создала танец живота в его классическом виде, совместив европейский сольный танец с восточным колоритом. Бадия Масабни ввела в танец змеевидные движения руками. Воспитанницами Бадеи Масабни стали легендарные звезды восточного танца: Самия Гамаль (Samia Gamal, Зейнаб Ибрагим Махфуз) и Тахия Кариока (Taheyya Kariokka, Абла Мухаммед Карим). Первая начала исполнять танец живота на каблуках, а вторая внесла в него элементы латиноамериканских ритмов.
Огромный вклад в танец живота привнес основатель собственной группы Махмуд Реда, поставивший множество прекрасных танцев и направлений (в том числе знаменитый Александрийский танец). Из его труппы выходили такие звёзды как Эдина Бодор, Ракия Хасан и Фарида Фахми.
Танец живота в экономике Египта стоит сразу после прибыли от разрешения судоходства по Суэцкому каналу, туристического кластера, экспорта нефти и хлопка и, по разным оценкам, приносит в египетскую казну от 250 до 400 млн долларов ежегодно. Исполнительниц танца живота обязали платить налоги.
Разновидности.
Существует более 50 стилей восточного танца, выделяют также направления:
Египетская школа (араб. رقص بلدي, ракс беледи, народный танец) — более целомудренная версия танца живота в закрытых нарядах с более плавными движениями.
Арабская школа (халиджи) — танец волос, получивший своё название по характерным взмахам распущенных волос.
Турецкая школа (тур. Çiftetelli, чифтетелли) более чувственная, костюмы более откровенные, приняты танцы на столе, общение во время танца с зрителями, в наше время примерами является танец с шестом.
На танец живота повлиял арабский народный танец дабка (англ. Dabke, коллективный танец с подскоками, похожий на кельтскую джигу).
Аксессуары.
В некоторых видах танца живота могут использоваться аксессуары:
трость (танец саиди, родственный мужскому военному танцу тахтиб)
огонь
сабли
сагаты (маленькие металлические диски, которые надеваются на большой и средний палец)
Шаль (большой ,прямоугольный платок)
крылья
веера
маленькие барабанчики
меляйа (александрия)
канделябр (шамадан)
змея (удав)
Костюм.
Костюм для танца живота имеет название — бедла. Классическими его элементами являются лиф, пояс и широкая юбка, часто с разрезом на бедре. Костюм для консервативной публики подразумевает закрывающую вуаль для живота, рук и волос. Вместо юбки иногда могут надеваться шаровары. Весь костюм украшается бисером, стразами, монистами или жемчугом. Украшения играют большую роль, поскольку они привлекают внимание, завораживают взгляд и сообщают танцу колорит восточной медитативности. Часто ракс шарки танцуют с большим прямоугольным платком.