Эллины приписывали ароматам божественное происхождение. Очень по-разному использовались ароматы в античной Греции: и для здоровья, и для удовольствия, и для спортивных состязаний, и в различных ритуалах… Что и говорить: даже в застольях пирующие носили благоухающие цветочные венки, а умерших сжигали или предавали земле вместе с драгоценным сосудами-бальзамариями, содержащими пахучие растения — розу, лилию, фиалку, — символизирующие вечную жизнь… в которой, на полях царства Аида, росли тюльпаны-асфодели.
Нельзя не вспомнить и о дельфийских пифиях – служительницах храма Аполлона в Дельфах. Сидя на специальном треножнике, пифия вдыхала некие испарения и произносила пророчества. По классической версии, источником испарений считалась расщелина в скале, однако при позднейших исследованиях никакой расщелины найдено не было, хотя она могла разрушиться в результате землетрясения. Существует и версия, что пифия одурманивалась парами от растений или веществ, которые сжигали в нижней части храма, но и для этой версии чёткого подтверждения нет [7].
Большинство знаний об ароматах греки заимствовали у египтян, однако по составлению сложных композиций греки превзошли своих учителей, смешивая цветочные масла и различные специи, бальзамы и камедь. Особенно популярны были роза, ирис, лилия, майоран, анис, шалфей, тмин. Для приготовления косметических мазей цветки растения или специи смешивали с оливковым маслом, после этого эссенцию конденсировали посредством кипячения на водной бане. При раскопках были найдены мастерские, где изготовлялись различные виды ароматических масел, и емкости, в которых они хранились.
Именно греки впервые стали использовать в парфюмерных композициях пряности и специи, без которых сегодня не обходится ни один аромат из «восточной» группы [3].
Начиная с V века до н.э., греческие парфюмеры добавляли в свои формулы сандал, мускатный орех и корицу, которые ввозили из Азии. По прошествии еще нескольких десятилетий начали использовать новые, более стойкие и насыщенные эссенции, такие как мускус, бобровая струя, серая амбра, которые имели к тому же свойства афродизиаков [4]. До этого вещества животного происхождения – мускус, цибетин, амбра – считались нечистыми. Приготовлением таких, более насыщенных ароматов славились Делос, Коринф, Родос, Телос [6].
Древние греки воспевали культ красоты и гигиены тела, а потому широко использовали благовония в ароматических ваннах, массаже, а также в медицине. Гиппократ рекомендовал многие лекарственные средства на основе мальвы, шалфея, тмина, розы, аниса, кориандра, чеснока, различных смол, включая ладан, мирру и стиракс. И в дальнейшем все эти вещества занимали важное место в древних медицинских системах разных стран. Сегодня препараты на растительной основе и ароматерапия очень популярны [3].
Благовонные мази и масла отличались большим разнообразием: нардовые, розовые, шафранные, косатиковые, майоранные и т.д. Традиционно их хранили в продолговатых алабастрах, шаровидных арибаллах, изящных остродонных амфорисках [1].
Арибалл – небольшой сосуд для ароматических масел, которыми растирались на спортивной площадке (палестре) и в бане. Соответственно, можно говорить о том, что это был сосуд мужской. Атлеты даже носили небольшие арибаллы привязанными к запястью. В Коринфе в 7–6 вв. до н. э. арибаллы обычно украшали орнаментальной росписью, изображениями животных, воинов или атлетов, реже — скульптурными головками [2]. В Петербурге в государственном Эрмитаже хранятся арибаллы в форме раковины моллюсков.
Большинство сохранившихся арибаллов сделаны из глины, однако встречаются также арибаллы из бронзы и фаянса и даже из стекла [5].
Способ выдувания сосудов из стекла был изобретён незадолго до начала нашей эры сирийцами и сразу получил широкое распространение. Именно тогда начинают появляться первые стекольные мастерские. Для хранения ароматических веществ объёмным глиняным и керамическим сосудам стали предпочитать маленькие склянки.
Распространение парфюмерии в Греции вконце концов достигло таких масштабов, что Солон, известнейший афинский политик-реформатор (640–559 гг. до н.э.) издал эдикт, запрещающий продажу парфюмерии; однако этот закон, как и все законы о роскоши, постоянно так или иначе игнорировался, а лавки парфюмеров продолжали существовать. Не пренебрегал благовониями даже оборванный циник Диоген (404–323 гг. до н.э.). Правда, из соображений экономии он наносил благовония исключительно на ноги, а юным щеголям, насмехавшимся над его эксцентричностью, резонно объяснял: «Когда вы умащаете духами голову, запах поднимается вверх и от него получают удовольствие только птицы, я же натираю ими свои нижние части, и запах, поднимаясь, окутывает мое тело и достигает носа» [8].
Продолжение следует
[1]. http://edu.hermitage.ru/catalogs/1262290432/fact/1262800713
[2]. https://dic.academic.ru/
[3]. https://mylitta.ru/1924-history-perfume-greece.html
[4] https://www.livemaster.ru/topic/673869
[5]. https://www.livemaster.ru/topic/2058083
[6]. Комиссаржевский Ф.Ф. История костюма. М., 2005
[7]. Кулишова О.В. Дельфийский оракул в системе античных межгосударственных отношений (VII–V вв. до н. э.). СПб.: Издательский Центр "Гуманитарная Академия", 2001
[8]. Риммель Юджин. Энциклопедия парфюмерии. 1997
В холле выставочного зала Георгиевского собора Гусь-Хрустального филиала Владимиро-Суздальского музея-заповедника до 6 октября работает мини-выставка «Парфюмерные приборы».