1367-1370 годы. Италия
Дольчибене, сильный и нахальный парень, подвизавшийся в качестве шута у знаменитого итальянского военачальника Галеотто Малатеста, как-то неудачно пошутил над Марино, епископом в Романье.
Оскорбившийся Марино отомстил шуту просто: отлучил его от церкви.
Вначале Дольчибене не очень это озаботило, но так получилось, что Галеотто Малатеста и его племяннику, также талантливому военачальнику Унгеро Малатеста, понадобилось ехать во Флоренцию. Однако, для этого надо было чтобы епископ Марино снял отлучение, иначе шута бы не пустили в город Флоренцию, где очень серьезно относились к подобному наказанию провинившихся.
Потому, в одно прекрасное утро, Галеотто вызвал к себе шута и сообщил тому, что он договорился с епископом, что тот снимет с него отлучение, если он придет в церковь, где будет епископ Марино.
С епископом же Малатеста договорился, что тот, наказывая шута, ограничится одним ударом палки, после чего снимет с провинившегося отлучение.
Когда шут явился в церковь, в которой находился епископ Марино, сеньор Галеотто Малатеста также находился там и стоял за алтарем, делая вид, как будто он никакого отношения к решению епископа не имеет.
Дольчибене стоял рядом с Малатеста.
Когда в одну из капелл вошел епископ, Малатеста отослал Дольчибене к нему.
Дольчибене подошел к епископу, встал на колени и исповедался перед ним. Епископ выслушал исповедь и предложил отлученному говорить громко и вслух:
Помилуй меня, Господи, по великой милости твоей!
Когда Дольчибене начал говорить эти слова, епископ, у которого в руках была тонкая палка, начал бить ею кающегося. Если б Марино ограничился одним ударом, как о том было договорено с Галеотто, то на этом дело б и кончилось, но епископ увлекся и начал лупить его от души.
Получив несколько весьма болезненных ударов, Дольчибене неожиданно для епископа поднялся с колен и со словами;
И великое множество кулачных ударов!, - отметелил епископа Марино.
Сбив особо сильным ударом последнего с ног, Дольчибене ринулся под защиту своего сеньора, который в изумлении наблюдал за происходящим.
Слуги епископа подскочили и схватили его, но не посмели ослушаться приказа Галеотто, который потребовал отвести шута к нему в дом, где он сам назначит последнему наказание.
Дольчибене увели с глаз долой. Епископ обругал на латыни шута, сравнив его с испражнениями дьявола, и отправился к себе в резиденцию.
Несколько дней Дольчибене укрывался в доме Галеотто.
Последний заверил епископа, что наказал шута пыткой, после которой он едва владеет своими руками. Шуту же велел перевязать руку, будто она изувечена, чтобы епископ, видя эту повязку, успокоился.
Спустя еще несколько дней шут неожиданно для епископа явился в церковь и рассмешил того прямо в церкви, после чего скрылся в доме господина.
Епископ, посмеявшись, пригласил сеньора Галеотто и сообщил, что он признает, что переборщил с избиением шута, сам получил по заслугам, и что он снимает с Дольчибене отлучение от церкви.
И так случилось, что вскоре Дольчибене и епископ Марино так подружились, что все диву давались, как это возможно после подобной драки. На что епископ с улыбкой отвечал, что Дольчибене – один из немногих, кто посмел постоять за себя во время несправедливого наказания, а это вызывает уважение.
(см. А за что вас уважать?)
И в самом деле - кто тебя будет уважать, если ты сам себя не уважаешь?
-------------------------------------------------------------------------------------------------
Источник: Саккетти
Смотри также: Дипломатия пушек: немецкий перевод с русского на татарский
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.
Поддержи канал: ставь лайк и подписывайся на наш Дзен!
Почта для связи с авторами: Wwise11111994@yandex.ua