«Подготовиться к ЕГЭ» — обязательный пункт в плане на год у всех одиннадцатиклассников. Такая формулировка не подойдёт, особенно если вы готовитесь к экзамену самостоятельно. Правильно ставим задачи, разрабатываем стратегию подготовки и определяем приоритеты, чтобы распределить нагрузку, наработать необходимые навыки и систематизировать знания.
Сконцентрируйтесь на задачах, а не на цели
Подготовиться к ЕГЭ по предмету — это ваша цель, а не задача, и чтобы её достичь, нужно выполнить определенную последовательность действий. Ставьте перед собой конкретные задачи, например:
- разобраться в структуре экзамена
- понять формат экзаменационных заданий, разобраться, как может быть сформулирован тот или иной вопрос
- чётко уяснить, какие темы будут на экзамене, какие нужно повторить, а какие — изучить с нуля, а что нужно просто выучить (например, ударения и формы слова)
- определить свои слабые места (главное, не обманывайте себя: это может быть сочинение или какие-то задания тестовой части, которые даются труднее, чем другие)
- найти материалы, упражнения, видеолекции и тренажёры по темам
- добавиться в группу в социальных сетях, где выкладывают материалы для подготовки
- составить план подготовки
Список продолжите самостоятельно, ведь каждый пункт — это небольшая, но конкретная задача, которую вам необходимо решить, чтобы достичь цели, а именно— успешно сдать ЕГЭ.
Делите большое на части
Теория маленьких шагов работает и здесь. Невозможно сразу запомнить правила, которые понадобятся для решения даже одного задания (большинство из них включает несколько тем) или за один вечер выучить все паронимы. Делите материал на части, возьмите за правило за одно занятие разбираться только с одной темой (например, только «Чередующиеся гласные в корне» или «Суффиксы причастий»). Разобравшись с теорией, сразу переходите к практике — прорешайте минимум двадцать заданий по этой теме (необязательно в формате ЕГЭ). В течение года повторяйте пройденное, если понимаете, что учили, но забыли, и полной уверенности нет, не ленитесь повторить. Есть одно условие: ваши занятия должны быть регулярными, об этом — следующий пункт.
Принцип пятнадцати минут
«Мне надо заниматься, а сил совсем нет» — эта мысль может не только испортить день, но и вызвать чувство вины, а это совсем ни к чему. Обычно подразумевается, что нужно посвящать занятиям какое-то продолжительное время, но это не всегда должно быть так. Иногда трудно себя заставить выделить время на подготовку. Но попробовать обмануть мозг можно, просто скажите себе, что это дело не займёт больше пятнадцати минут. За это время вы точно не устанете, зато продвинетесь на шаг вперед. Пятнадцать минут — это много. Этого времени достаточно, чтобы выучить правило или минимум пять слов, которые необходимо запомнить. Заниматься нужно регулярно, это должна быть система, а не сидение за учебниками и тестами от случая к случаю и уж тем более не ночные мозговые штурмы за месяц перед экзаменом. Конечно, любая подготовка лучше, чем никакой, но этот материал — не о том, как сдать ЕГЭ во что бы то ни стало, а о том, как сделать подготовку комфортной и встроить её в свой привычный распорядок дня. В общем, забудьте фразу «мне надо заниматься», просто ставьте таймер и открывайте учебник!
Организуйте свои записи
Чтобы не потонуть в объёме информации, необходимо продумать, как вы будете её организовывать. Судите сами: материалы для подготовки к вам будут поступать из разных источников, это и сборники для подготовки к ЕГЭ, и распечатки и конспекты из школы, и полезные материалы из групп в соцсетях, и рассылки репетиторов или образовательных курсов. Если материалов слишком много, они так никогда и не будут проработаны. Организуйте их, ведь порядок в записях — значит порядок в голове. С чего начать:
- все записи по одному предмету делать в одной тетради, берите 96 листов или тетрадь формата А4
- пронумеровать листы и вести оглавление — так легче ориентироваться в конспекте, если нужно что-то повторить
- делать в своих записях ссылки на страницы учебника/распечатки/другие материалы, по которым вы готовитесь
- завести папку с файлами, куда будете складывать материалы по темам, а не просто сваливать все распечатки в одну кучу (можно попробовать завести папку на компьютере, но, как правило, никто туда не заглядывает).
- делать в распечатках отметки маркером, выписки и заметки от руки
- завести отдельный блокнот для исключений и трудных слов — сможете освежить в памяти перед экзаменом.
Если вести записи аккуратно, ваши конспекты действительно станут отличными помощниками!
Структурируйте информацию
Это очень полезный навык, который стоит освоить. Речь идёт об умении представлять информацию наглядно, например, в виде таблиц или схем. Переписывать параграфы из справочника по орфографии — не лучшая идея, а вот создать интеллект-карту по теме — другое дело. Если вы пока к такому не готовы, хотя бы используйте готовые схемы, дополняя их собственными примерами. Схемы из школьных справочников можно брать за основу, заимствуя структуру, но вести записи лучше самостоятельно. Создавайте визуальные заметки, списки, рисуйте таблицы, группируйте информацию блоками, ваша цель — не больше букв, а больше информации. Такие записи удобно просматривать, но не только. Пока вы думаете, как расположить на листе колонки и кружочки, вы создаёте из хаоса определенную структуру, не просто заучиваете, но и систематизируете материал, устанавливаете взаимосвязи и закономерности, а значит, начинаете лучше понимать, как всё устроено.
Чек-лист перед началом учебного года:
- Ставить задачи, а не цели
- Прорабатывать материал сразу, маленькими частями, а не откладывать на потом
- Заниматься регулярно, помните, пятнадцать минут — это много
- Вести записи аккуратно, порядок в записях — порядок в голове
- Структурировать материал: меньше букв — больше информации.