Количество автомобилей в России стремительно увеличивается, ведь каждый год растет и количество свежеиспеченных автомобилистов. Ежегодно подразделения ГИБДД по всей стране суммарно выдают порядка 7 миллионов водительских удостоверений, и эта цифра растет чуть ли не по 20% год к году. В этой ситуации нет ничего удивительного в повышенном спросе на обучение в автошколах, да и предложение не стоит на месте - около каждой станции метро можно увидеть (и услышать) рекламу сразу нескольких автошкол, одна другой "краше".
Так что же в условиях такого бурного рынка образовательных услуг делать человеку, пожелавшему пройти курс обучения в автошколе, самостоятельно сдать на права и стать полноправным членом дорожной братии, этого притягательного, интересного, но небезопасного мира. Конечно же, необходимо самым серьезным образом ответить на вопрос - какую автошколу выбрать. В этой статье мы опишем основные критерии качества, а также разумные доводы, в пользу выбора той или иной автошколы. Как выбирать, чем руководствоваться и как учиться, чтобы потом не пожалеть?
Поближе к дому или работе?
Занятия в автошколе обычно проходят по вечерам, ведь в первой половине дня даже самое легкомысленное студенческое "сословие" без устали грызет гранит науки, не говоря уже о более взрослых людях, посещающих автошколу после тяжелого рабочего дня.
Примерно с 18.30 или 19.00 в российских автошколах начинаются теоретические занятия, которые длятся от полутора до двух часов, а значит, что по их окончании лучше оказаться поближе к дому, чтобы не искушать судьбу поездками в "последней электричке". Да и для поддержания нормального распорядка дня будет намного лучше прийти домой в девять вечера, чем в 11 ночи. Помните, что занятия будут длиться порядка двух - двух с половиной месяцев, и близость автошколы к дому поможет сохранить энтузиазм и облегчит жизнь.
В то же время, стоит знать, что теоретические занятия - это лишь часть курса обучения. Обязательным этапом становления водителя является практическая подготовка за рулем с инструктором, а кроме вождения в городе есть еще и занятия на площадке по оттачиванию мастерства маневрирования в ограниченном пространстве, параллельной парковки и въезда в бокс. И вот тут возникает интересный момент - площадка, арендуемая автошколой, может находиться в совершенно другом месте, да и время занятий на ней будет свое, не перекликающееся с теорией.
В идеале, площадка и район занятий в городе должны территориально быть ближе к работе или месту основного образования (институту, университету или колледжу), поскольку лучшее время для практики начинающего водителя - это раннее утро, когда дороги свободны и можно с полной отдачей осваивать перестроения и повороты налево, а не навык терпеливого стояния в пробке с прослушиванием увлекательных передач по радио. Ну а после ранних утренних занятий хорошо бы как можно быстрее добраться до работы или учебы, чтобы не испытывать лишний раз на себе тяжелый взгляд начальника, переходящий с вашего лица на настенные часы, которые показывают, что рабочий день в разгаре.
Таким образом, территориальный выбор автошколы заключается в рассмотрении двух фактов - где проходят теоретические занятия и где практические с площадкой. Теория должна быть ближе к дому, а практика - к работе или учебе.
Дорогая или дешевая автошкола?
Цены обучения в автошколах могут отличаться в разы. Безусловно, есть минимальный порог количества часов теоретического обучения и часов наката с инструктором. Если четко следовать букве закона, то в автошколах пришлось бы учиться по пол-года. На деле же, сейчас в России обучение в автошколе занимает всего 2.5 месяца, но в договорах и актах об оказании услуг учащиеся покорно расписываются за недосягаемые часы теории и наката, требуемые на законодательном уровне.
Мы сейчас не будем рассматривать вопрос сдачи экзамена в ГИБДД с подобными скудными навыками, но факт остается фактом - после "экспресс-автошколы" для получения твердых навыков управления транспортным средством в реальных условиях потребуется не одно и не два дополнительных занятия с инструктором. По факту, всем рано или поздно приходится накатывать положенные часы, требуемые законом (пусть уже и не в рамках обучения в автошколе), поскольку они не взяты "с потолка", а опираются на способность к восприятию информации и обучению среднестатистического "чайника".
Условная "дорогая" автошкола может предлагать большее часов наката, чем "дешевая", но после "дешевой" их все равно придется взять и заплатить очередную сумму денег. Поэтому необходимо заранее точно узнавать сколько часов вы просидите за рулем с инструктором и, вооружившись калькулятором, выбрать ту автошколу, где занятий будет больше и они будут дешевле. Либо же найти приемлемый баланс. Правда стоит понимать, что добыть подобную информацию о точном количестве часов обучения заранее будет не просто, этим обычно не делятся с каждым интересующимся абитуриентом до заключения договора.
С другой стороны, есть большая доля учеников автошкол, для которых главное поскорее и подешевле получить права, а покупка машины и вождение в их ближайшие планы даже не входит. Что же, этот выбор также имеет место быть, но и он должен приниматься осознанно.
Отзывы об автошколах - читать ли?
Тут ответим сразу - да, читать нужно, но больше "между строк". В современном мире отзывы играют роль мощного драйвера спроса, являются своеобразным открытым для всех независимым знаком качества товаров и услуг. Каждая компания, а в нашем случае каждая автошкола, желает получить максимум положительных отзывов и минимум критики и негатива. Есть спрос - есть и предложение, сегодня сеть пестрит объявлениями фирм по управлению репутацией. Если говорить совсем простыми словами - огромная доля отзывов пишется по заказу самих управляющих бизнесом со всеми вытекающими: никакой конкретной информации они не содержат, это "вода" от копирайтеров.
К счастью, фейковые отзывы различить очень легко, ведь сейчас условный "литературный негр Евгений" пишет отзыв о кофеварке, через час о погружном насосе, а через два об автошколе за углом. Рваная стилистика изложения с неуместно кропотливым при этом подчеркиванием положительных сторон, неопределенность пола ("я пришел на занятия и была поражена оснащенностью класса") или странная критика ("записываться на экзамен приходится через Госуслуги, но это везде так, хотя и не очень удобно, нужно регистрироваться"). Также заказные отзывы могут быть размещены и по заданию конкурирующей автошколы, что, впрочем, еще проще выявить.
Ценную информацию несут в себе негативные или "средненькие" отзывы об автошколе от реальных людей, отучившихся в ней. В данном случае, после ознакомления с основной идеей отзыва, следует обратить внимание на какие-то пусть мелкие, но конкретные факты, которые могли быть изложены чисто случайно, либо же в качестве сопроводительной информации. Обычно такие факты не врут, и из них, "надерганных" из десятка отзывов, можно получить вполне реалистичное представление о настоящем качестве обучения в автошколе. Например, из тирады "сдавал с автошколой четыре раза, на пересдачи ушел целый месяц" можно заключить, что групп много, экзамены регулярные и администрация оперативно "подсовывает" пересдающего к другим студентам, выходящим на ГИБДД, что является весьма хорошим знаком.
Как в итоге выбрать автошколу?
Минимум эмоций и максимум рассудка. Опирайтесь на факты и реальную информацию, исходите из соображений целесообразности. Автошкола должна быть близко к дому (теория), а практические занятия и площадка - к работе. Цена автошколы объясняется реальным количеством занятий, но узнать сколько их будет не просто. Если у автошколы есть хоть какие-то отзывы и их больше пяти штук - уже хорошо (пытаются следить за репутацией и есть реальные отучившиеся люди). И, конечно, необходимо четко осознавать, что качество преподавания - это половина дела. За руль вы сядете сами и вместо инструктора рядом будут ваши родные или друзья, за которых вы в ответе - прилежное обучение в ваших же интересах!