Найти в Дзене
История и искусство / Artifex

Вечный танец Камиллы Клодель

«Прекрасный лоб над дивными глазами того густо-синего цвета, который часто встречается в романах и столь редко в жизни....» © Поль Клодель

Помню, как в музее Родена в Париже, гид, процитировав эти строки, сказала: «Лучше родного брата, описать Камиллу Клодель может только «Данаида» Родена». Я повернул голову и застыл на месте. Солнечный свет скользил по чувственным изгибам коленопреклоненной женщины, утопающей в потоке собственных волос. Какая-то бушующая нега, полная гармонии, любви и безутешного отчаяния. Тогда я ещё ничего не знал ни о Родене, ни об этой женщине, ни о том, какой удивительной и трагической была её судьба.

Официальная версия такова, что Камилла Клодель (1864 – 1943), познакомилась с Роденом в 1883 году и уже через год стала его ученицей. Она рано проявила свой талант. А скоро сделалась любовницей мастера. К моей радости, о личной жизни художников снято и написано столько, что я могу избавить себя от необходимости копаться в их грязном белье. Есть несколько неплохих фильмов: «Камилла Клодель» 1988 года, «Камилла Клодель, 1915» 2013 года, «Роден» 2017 года. Посмотрите вечером – получите удовольствие.

Что касается рано проснувшегося таланта мадемуазель К., то тут биографы явно преувеличивают. Ее первая работа «Девушка со снопом», вышедшая в 1887 году, больше похожа на завершенный ученический этюд, созданный по мотивам греческой скульптуры. На экзамене в академии это была бы твердая четверка. А вот спустя пять лет, когда их отношения с Роденом начали рушиться, ее талант действительно проявил себя в полной мере. В 1892 году она создает, да простят меня скептики, одну из лучших скульптурных композиций всего XIX века – «Бронзовый вальс».

-2

Искусствоведы полагают, что уже в «Бронзовом вальсе» Камилла Клодель выходит из под влияния своего учителя. Это тоже не совсем верно. «Бронзовый вальс» скорее характеризует Камиллу как вполне сформировавшегося скульптора с собственным виденьем. Которое, не смотря на все его великолепие, все ещё находится по влиянием скульптурной композиции «Врата Ада».

-3
-4

В последнее десятилетие XIX века в Париже становится популярным японское искусство. Из этого культа формируется новый стиль, который глубоко укореняется в ар-нуво. Вот где талант Камиллы Клодель раскрывается в полной мере и закрепляет за ней славу скульптора идущего в ногу со временем. Наиболее полно он проявился в «Болтуньях» 1897 года, а тремя годами позже вышла её знаменитая «Волна». Здесь Камилла использует редкий материал – оникс и выстраивает композицию на игре округленных линий.

-5
-6

Но вернёмся к «Бронзовому вальсу». Во всех своих произведениях Огюст Роден особое внимание уделяет рукам. В каждой из его скульптур они необыкновенно выразительны. Есть даже отдельно выполненные руки, которые не являются частью какой-либо статуи, или группы. Их отличают размер, форма, движение, смысл. Но таких рук как в «Бронзовом вальсе» у Родена нет.

«Руки – это очень сложный организм, это своего рода дельта, в которой соединяется воедино множество текущих издалека жизней, чтобы вылиться в мощный поток» © Райнер Мария Рильке

В академическом танце, руки – главный стилистический инструмент. Они выражают этническую принадлежность хореографии: испанский, венгерский, русский танец. И даже культуру целого народа, как например в индийском, или китайском танце. Когда на сцене зритель видит балерину, он видит ее целиком, но воспринимает лишь лицо и руки.

У рук в «Бронзовом вальсе» какая-то особая, ни на что не похожая красота. Вся фигура бурно устремлена вперед. Она буквально рвётся в будущее. Но кисти рук, оставленные в прошлом, многократно продлевают один и тот же момент, растворяя его в вечности.

В этих руках есть все: и трепет, и смутное ожидание, и робкое юношеское влечение, и первый поцелуй, и страсть, и смущение, и тайные желания, и страх, и отчаяние, и ненависть, и боль.

«Бронзовый вальс» – это мечты, воплощенные в действительность, и реальность, подобная сну.

-7

После череды ссор и примирений, Камилла ставит перед Роденом выбор: она, или Роза Бере. Роден выбирает Розу. Камилла чувствует себя брошенной и запирается в маленькой квартирке недалеко от мастерской. Она не ест, никуда не выходит, никого не принимает. Целыми днями она что-то ваяет из глины, а после разбивает на куски молотком. В том же 1898 году выходит вторая редакция ее композиции «Зрелый возраст». Это скульптура – жесткая констатация действительности: Роден уходит к Розе, а Камилла на коленях простирает к нему руки.

-8

«Коль буйны радости, конец их буен». В 1905 из-за постоянных нервных срывов у нее развивается паранойя и обостряется мания преследования. Она уверена в том, что Роден выставляет в салоны ее работы, выдавая их за свои. Алкоголь усиливает болезнь. Она пишет брату, что в её квартиру проникли два вооруженных человека с целью убить её и что за этим стоит Роден. В конце концов несчастную насильно помещают в психиатрическую клинику, где она проведет всю оставшуюся жизнь.

Когда Роден придет навестить Камиллу, у неё произойдёт очередной серьезный срыв, после которого врачи запретят ему всякие посещения. Ведь в том, что она попала в психушку, по её мнению, отчасти справедливому, был виновен именно Роден. Это была их последняя встреча. Роден умер от простуды 17 ноября 1917 года.

-9

Сегодня невозможно представить себе творческое наследие Родена без коллекции работ Камиллы Клодель. Я специально выписывал все эти даты, чтобы у вас было представление о том, насколько долгую и, в то же время, короткую жизнь она прожила. Как ничтожно мала, хотя и плодотворна, была её творческая часть. Мы все так сильно верим в светлое завтра! Но вот такие истории в очередной раз кричат нам из вечности: «Не теряй ни единой минуты, ищи, пробуй, прощай, ошибайся, надейся, будь взволнованным, живи, люби!» Камилла Клодель 1864 – 1943 1906 год.

Автор: Александр Малицкий © Artifex.ru