Если бы я профессионально занималась искусством, то я рассказала вам про любовь голландцев к подсолнухам, про 27 оттенков черного Франса Халса и Золотой век голландской живописи, но ... моя профессиональная жизнь посвящена магазинам, лавкам и амбарам, поэтому писать я буду про земные человеческие радости.
Признаюсь, что давно обещанный обзор ритейла Нидерландов выходил из под пера мучительно тяжело, возможно, причиной тому стало отсутствие вдохновения, которое я отказалась подпитать чудо-кексом, так и кричащим с прилавка: "съешь меня", а может быть, за неделю пребывания в стране тюльпанов я так пропиталась местной практичностью, что ничего кроме сухого очерка выдавить их себя просто не могу.
Перелистав в очередной раз фотоальбом совсем все еще свежей поездки, я делюсь с вами своими заметками, которые остались в моей памяти.
1. Общее
Вот уже 2 года в Голландии живет моя хорошая подруга, благодаря которой моя поездка стала полным погружением в обычную жизнь высоких людей, обустроивших свой быт в маленьких домиках из коричневого кирпича. Какие они голландцы, и с чем их едят?
- Нидерланды - страна малюсенькая, и чтобы отыскать ее на карте надо реально потрудиться. Нам - людям с широкой душой и необъятными просторами не понять, как они могут всю жизнь бороться за каждый кв. м, отвоевывая его у воды, и только постоянно растущие цены на недвижимость являются весомым доказательством, что земля здесь в прямом смысле на вес золота.
- В Нидерландах очень привлекательное налогообложение для больших корпораций, поэтому головные офисы крупных компаний, таких как: Nike, Uber, Adidas, Tommy Hilfiger, G-Star и Karl Lagerfield B.V. и др. находятся именно здесь. Так, что, если у вы мечтаете работать в центральном офисе крупной компании - вам прямая дорога в Нидерланды.
- Голландцы очень предприимчивые товарищи, умеющие генерить идеи и заимствовать самое лучшее у других. Так у китайцев был свиснут тончайший расписной фарфор, который потом переродился в национальную кобальтовую гордость Royal Delft (их аналог нашему ЛФЗ), а у англичан - биржа, где голландцы первыми додумались торговать ценными бумагами вместо гульденов, создав первую фондовую биржу.
- Расчетливость, граничащая с жадностью - национальная черта. Эти ребята считают все до цента, и, возможно, могут считаться самой экономной нацией в Европе.
- Девиз голландцев звучит так: "Будь как все". Здесь не принято выделяться и отличаться, а демонстрировать свое материальное положение считается мовитоном.
- Сад является для каждого гражданина страны тюльпанов сокровищем, поэтому города, улицы, дома и балконы круглогодично утопают в цветах и зелени, а букеты в цветочных магазинах поражают сочетанием диких и благородных растений.
- Они умудряются есть картошку фри с майонезом и при этом оставаться стройными и подтянутыми, в выходные дни на детской площадке больше пап, играющих со своими детьми, чем мам. Окна их домов дают лучшую просматриваемость гостиной, чем витрины московских магазинов торгового зала. Им нечего скрывать ни за забором, ни за плотной шторой от соседей, ведь как говорится в Голландии: "хороший сосед лучше дальнего друга".
2. Особенности национального шоппинга
Запретный плод всегда сладок - неоспоримая истина с библейских времен. То, что у других под запретом в Нидерландах является частью жизни, приносящей гражданам доход, а казне пополнение за счет налогов и денег туристов со всех концов света. Располагая кофешопы и публичные дома рядом с соборами, голландцы таким образом еще раз подтверждают, что небольшое прегрешение в мире постоянного стресса и бешеных скоростей порой может предотвратить свержение в преисподнюю.
За творческим вдохновением певица Ариана приезжала в один из кофешопов сети Bulldog.
3. Деньги из воздуха
Дефицит площадей толкает на поиск нестандартного решения, и в этом нам следовало бы поучиться у голландцев. Все гениальные идеи, как правило, лежат на поверхности. Одна из них - ресторан Dedekkas на крыше здания городской парковки в Харлеме. Это стильное место с отличным видом на город, летней террасой по периметру, теплицами и курами - излюбленное место для всех округи.
Еда простая и незамысловатая, с акцентом на здоровое питание заправлена легкой атмосферой непринужденности как для семейного бранча, так и размышлений в уединении с бокальчиком игристого.
Многофункциональное использование крыш вообще является голландской фишкой. Прогуливаясь по улицам, рекомендовано время от времени смотреть наверх. А вдруг парень, играющий в баскетбол на крыше дома - ваша судьба?
4. Инстаграмный фудмаркет
Глядя на красивые фото в Инстаграм, в списке "must visit" чуть ли ни номером один становится самый известный фудмаркет в Роттердаме Markthal. Диковинные растения, манящие своими красками не больше чем маркетинговый трюк, рассчитанный на массового туриста. По факту Markthal оказался проектом mixed use с целевым назначением: ритейл + жилье. Фудмаркет, если честно, так себе, наше Депо в части фуд-корта и ресторанов круче.
Стоит ли туда ехать специально? Если только съесть селедку, сфоткаться, отфильтровать фото и лично убедиться, что декорирование стен пленкой порой более эффективно чем концепция и набор операторов на фуд-корте.
Часть 5: Универмаги
В то время, как Macy's переживает не самые лучшие времена, универмаги в Голландии чувствуют себя стабильно ровно. Они не вызывающие дорогие своим посылом, как ЦУМ, куда среднестатистическому покупателю путь закрыт. Какие-то роскошные в своей простоте и при этом доступные каждому с порога, умеющие красиво сочетать корнеры Sacai с Cos дают тот самый выбор покупателю с любым кошельком.
Они не бегут за модными веяньями типа фуд-корта и умудряются сохранить свою идентичность классическим распределением торговых групп по этажам, на последнем, по классике жанра, размещается буфет free flow, который стильно обыгран дизайном, создающим иллюзию пребывания в ресторане. Разные кухни, предоставляют покупателю широкий выбор еды с гарантированным качеством в каждом корнере.
5. Национальные бренды
Не смотря на соседство Голландия вообще не Дания, а местные фешн бренды вряд ли будут поняты широкой русской душой. Понять, чем живет мир моды Нидерландов можно на примере бренда Fabienne Chalot.
6. Брокерская сила
Рынок недвижимости в Голландии определяют брокеры, так что вся эта самодеятельность из серии прямого общения продавец-покупатель / арендодатель - арендатор там вообще не прокатит. Даже, если вы вдруг найдете телефон собственника помещения и решите вести переговоры на прямую, ваш первый и последний звонок будет переадресован на агента. Интересы сторон представляют агенты. Это правило рынка. Приятная, профессиональная договоренность в сфере недвижимости Нидерландов.
7. Заключение
Нидерланды - страна, которая сильна:
1. своей архитектурой и дизайном
2. новаторствами в теме разумного потребления и интеграции экосистемы в обычную жизнь. Об этом я скоро напишу отдельный пост.
3. прагматичностью и сухим расчетом, о чем свидетельствуют редкие закрытия, связанные с непониманием потребительских привычек.
4. ресторанами Мишлен и вкуснейшим картофелем в кульке за 1.5 евро.
5. новыми идеями и интересными концепциями, которые можно позаимствовать и реализовать в России.
6. музыкальными фестивалями и туссовками на пляжах Северного моря
P.S. Материал, не вошедший в пост будет отдельно публиковаться в телеграм канале в режиме кратких заметок.