Найти тему
Эвольвектор

В каких странах лучшее школьное образование? 2 часть

Оглавление

Итак, второе авторитетное исследование - TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study). TIMSS позволяет оценить качество математического и естественнонаучного образования учеников 4-х и 8-х классов. Лидеры рейтинга – те же страны, что и в исследовании PISA. Почти.

Обратите внимание: Россия – в пятёрке лидеров среди школьников 4-х классов по естественным наукам.

Да и в математике мы показываем результаты вполне достойные. С чем же связана такая принципиальная разница? Это крайне любопытно.

Эксперты пришли к феноменальному выводу: высокий результат наших четвероклассников по естественным наукам – результат… усилий родителей.

Т.е. это результат наших, родительских, вождений на кружки, секции, наших с вами десятков книг и энциклопедий, «Фиксиков» и «Пин Кода». Это во многом наша с вами заслуга. Того, что мы подсовываем своим детям всё, что считаем полезным и развивающим.

Почему это больше родительский результат, чем школьный? По двум причинам. Во-первых, в начальной школе просто не изучают те вопросы, которые были в исследовании TIMSS. Наш, российский «Окружающий мир» на 95% состоит из биологии и географии, и лишь 5% уделено физике. А в заданиях TIMSS порядка 35% — это именно физика и химия. Во-вторых, в наших учебных планах естествознания намного меньше, чем в странах-лидерах — примерно в 2 раза.

Кстати, по этому же исследованию именно российские родители больше всего времени уделяют занятиям со своими детьми.

Теперь давайте посмотрим, какие результаты показывают ученики восьмых классов.

-2

Они хуже, чем у учеников 4-х классов. Причина понятна: родители уже меньше занимаются детьми. И меньше контролируют их учёбу.

Тем не менее, российские результаты TIMSS лучше на порядок, чем результаты PISA. Конечно, возникает вопрос: почему?

Ответ прост. Всё дело в том, что TIMSS и PISA оценивают немного разные вещи. TIMSS основан на чётком предметном подходе, а вот PISA оценивает, насколько успешно ученики применяют свои знания к реальным, жизненным проблемам и ситуациям, выходящим за пределы содержания учебных предметов.

Иными словами, PISA – это STEM-подход к обучению, TIMSS – традиционный.

Из этого небольшого исследования стоит сделать выводы.

Во-первых, российское образование нуждается в переменах. А именно — в переменах в сторону STEM-подхода. Он больше адаптирован к жизни и помогает детям применять знания в реальности.

Во-вторых, школьная программа по естествознанию нуждается в пересмотре в сторону большего объёма физики и химии. Дети в состоянии понимать основы физики и химии, и это крайне важные науки в свете наступающей четвёртой технологической революции.

Мы уже писали, что STEM-подход в России реализуется в рамках Кванториумов. Сам этот проект развивается не так давно, и на приведённые в статье результаты исследования не повлиял, но в конце 2019 года будут опубликованы данные PISA за 2018 год.

Кстати, одна из целей федерального проекта «Образование», рассчитанного до 2024 года, — сделать так, чтобы Россия вошла в топ-10 стран с лучшим школьным образованием.

Как вы считаете, получится ли это?

***