Прообраз современного поезда
Прототипом первого поезда можно назвать вагонетки, которые начали использовать в XVIII веке в Европе между, например, шахтой и поселком прокладывались деревянные брусья (лежни), выполнявшие роль современных рельсов. По ним и курсировали вагонетки, передвигаемые лошадьми или людьми. В конце XVIII века одиночные вагонетки стали соединять между собой железными кольцами, чтобы повысить эффективность перевозок. Такие короткие составы из нескольких груженых вагонеток и стали прообразом тех поездов, которые используются в наше время.
Первый паровоз
В 1804 году английский инженер-изобретатель Ричард Трейтвик продемонстрировал любопытным зрителям первый паровоз. Данное сооружение представляло собой паровой котел цилиндрической формы, к которому были прицеплены повозка с углем и местом для кочегара и один вагон, в котором могли прокатиться желающие. Правда, его паровоз оказался слишком дорогим и тяжелым. Поэтому в 1811 году Трейтвик забросил свою работу.
Первый грузовой поезд
Используя чертежи и наработки Трейтвика, многие европейские инженеры начали активно создавать и совершенствовать различные виды паровозов. С 1814 года было сконструировано несколько моделей, которые успешно использовались владельцами крупных копей и шахт. Первые грузовые поезда могли перевозить около 30 - 40 тонн груза и развивали скорость до 6 - 8 км/час.
Первый магистральный поезд
19 сентября 1825 года по первой общественной железной дороге между Дарлингтоном и Стоктоном прошел первый поезд, управляемый его создателем Джорджем Стефенсоном. Поезд состоял из паровоза «Передвижение», 12 грузовых вагонов с мукой и углем и 22 вагонов с пассажирами. Масса поезда вместе с грузом и пассажирами составляла 90 тонн, скорость движения составляла от 10 до 24 км/час. В 1830 году в Англии была открыта магистраль Ливерпуль-Манчестер. В этот день по ней прошел первый пассажирский поезд, в состав которого входил почтовый вагон - тоже первый в мире.