Каждый художник, зарабатывающий своим творчеством, в какой-то момент сталкивается с ситуацией, когда ему предлагают поработать на заказ, или сам начинает искать не только покупателей готовых картин, но и потенциальных клиентов. Какие подводные камни могут встретиться вам на этом пути?
Неадекватный заказчик
Не всегда его можно вычислить на предварительном этапе, тем не менее, начиная переговоры, лучше прислушиваться к возможным "звоночкам", сигнализирующим о будущих потенциальных проблемах.
Если интуиция подсказывает вам, что с заказом лучше не связываться - перестрахуйтесь, иначе вы впустую потратите время и материалы, получив взамен только попорченные нервы.
Придирчивый критик
Как правило, сам не знает, чего хочет, еще на предварительном этапе постоянно меняет концепцию рисунка, а на финальном этапе работы требует постоянных исправлений. Для акварели это часто значит полностью переписать работу с нуля.
Не факт, что ваше время и потраченные материалы будут оплачены, и вы гарантировано получите массу негативных эмоций.
Просвещенный эксперт
На каком-то этапе работы с таким заказчиком вам начнет казаться, что вы вообще ничего не знаете и не умеете. Вас постоянно поучают, указывая на действительные и даже выдуманные ошибки. Причем начинающий художник, неуверенный в своих силах, зачастую даже не может ответить на эти претензии. Тут играет роль и собственная неопытность, и убежденность в том, что заказчик всегда прав.
В конце вам могут даже заявить, что сын, дочь, зять или сват заказчика может нарисовать все то же самое гораздо лучше, и непонятно, зачем вообще было с вами связываться.
Любитель сэкономить
Иногда это - вариация придирчивого критика, когда все замечания к вашей работе должны подвести вас в итоге к мысли, что хорошо бы снизить цену.
Провернув такой трюк один раз, эти заказчики часто возвращаются снова и снова, и художнику стоит научиться распознавать их, чтобы расстаться с ними как можно раньше.
А порой заказчик напротив выступает с позиций просвещенного эксперта, диктуя, что и как вам рисовать, подкидывая ссылки на рисунки в нужной стилистике. Это значит, что ему нужен стиль определенного художника, и этот художник, увы, не вы.
Как правило, это кто-то очень раскрученный и популярный, чьими работами пестрят социальные сети, у кого есть много лайков и репостов, и кто берет за свои работы соответствующие суммы.
Если вы умеете копировать чужую стилистику, это вполне себе вариант заработать, но стоит спросить себя, а нужно ли это вам? Ведь кроме денег вы не получите с этого заказа ничего.
Работа не станет вкладом в ваше авторское развитие, а конечный результат нельзя будет положить в портфолио. Его нельзя будет продавать на стоках и в принт-шопах из-за возможных претензий к нарушению авторских прав.
Как защититься от неадекватных заказчиков
- уметь сразу сказать "нет", если вам что-то не нравится
Вы - сам себе хозяин и не обязаны бросаться услужливо к каждому, кто предлагает вам деньги. Вы выбираете заказчика точно так же, как он выбирает вас. Это нормальный рабочий момент, которого не стоит бояться.
- продумать и расписать вашу политику сотрудничества
Лучше, если это будет реальный документ, размещенный хоть на вашем сайте, хоть в интсграме, хоть в группе вк - там, где вы предлагаете свои услуги. Чтобы всякий раз при возникновении спорных вопросов или дополнительных требований вы могли отослать заказчика к нему.
Как продавать иллюстрации на Shutterstock
Необычные заказы на Ярмарке Мастеров
Как выгодно покупать картины онлайн