Найти в Дзене
Спортивный накал

Маршрутные такси СССР. Что было до Газели?

В последние годы во многих городах наблюдается тенденция по вытеснению микроавтобусов «Газель» с городских маршрутов. Во-первых, это связано с возросшей доступностью иностранных микроавтобусов. Во-вторых, «Газели» хоть и модернизировались, но все же несколько устарели. Да, они недавно получили высокий потолок, да, недавно вышла междугородняя версия микроавтобуса, но все же, в плане безопасности, экономичности и цены пройденного километра они с трудом конкурируют с современными иномарками. Однако на момент появления в середине 90-х «Газель» сделала революцию в пассажирских перевозках. Маневренная, вместительная, шустрая – все эти преимущества быстро оценили ушлые предприниматели, выпускавшие на городские маршруты новенькие микроавтобусы. Большинство людей положительно оценило новинку: теперь не надо быть привязанным к расписанию громоздких и холодных автобусов, которые зачастую битком набитые и втиснуться в них – настоящее приключение. Маршрутки стали ходить по популярным маршрутам с и

В последние годы во многих городах наблюдается тенденция по вытеснению микроавтобусов «Газель» с городских маршрутов. Во-первых, это связано с возросшей доступностью иностранных микроавтобусов. Во-вторых, «Газели» хоть и модернизировались, но все же несколько устарели. Да, они недавно получили высокий потолок, да, недавно вышла междугородняя версия микроавтобуса, но все же, в плане безопасности, экономичности и цены пройденного километра они с трудом конкурируют с современными иномарками.

Однако на момент появления в середине 90-х «Газель» сделала революцию в пассажирских перевозках. Маневренная, вместительная, шустрая – все эти преимущества быстро оценили ушлые предприниматели, выпускавшие на городские маршруты новенькие микроавтобусы. Большинство людей положительно оценило новинку: теперь не надо быть привязанным к расписанию громоздких и холодных автобусов, которые зачастую битком набитые и втиснуться в них – настоящее приключение. Маршрутки стали ходить по популярным маршрутам с интервалом меньше пяти минут, в них было тепло, да и скорость передвижения была выше, чем у автобусов.

Но что же было до «Газели»?

В этой статье мы рассмотрим советские микроавтобусы.

Первой была Рига

Первым был РАФ-8, ему на смену в 1957 году пришел РАФ-10, вместительность которого была 10 человек.

РАФ 10
РАФ 10

В машине широко использовались агрегаты от «Победы», двигатель был ГАЗ 21. Маневренный автомобиль мог развивать скорость до 100 км/ч, расход топлива был в районе 15 литров на 100 километров. Собирался РАФ еще на старом заводе в Риге с высокой долей использования ручного труда.

В 1959 году РАФ-10 модернизировали еще раз, новая модель РАФ-977 выпускалась до 1976 года.

РАФ 977
РАФ 977

Выпускалось 14 модификаций микроавтобуса, в том числе и аэропортовские автобусы (безоконные автопоезда РАФ 980 и РАФ 979). Двигатель по-прежнему был от ГАЗ 21, шасси – от 21-й «Волги». Коробка передач была как и на РАФ-10 трехступенчатая, но новый микроавтобус был способен разгоняться уже до 115 км/ч.

РАФ 977 выпускался до 1976 года, также он производился в Ереване на заводе ЕрАЗ, но там выпускались преимущественно грузовые версии фургона.

Параллельно с производством 977-х микроавтобусов в 50 км от Риги строился новый завод, который был способен производить более тысячи микроавтобусов в месяц и был оснащен конвейером. Да, там также была высокая доля ручного труда, но все же не сравнить с тем, как производился РАФ 977 и его предшественники: конвейера не было, кузова перекатывались с одного поста сборки на другой на тележках.

В 1976 году был открыт новый завод и на нем стали выпускать принципиально новый микроавтобус – РАФ 2203.

РАФ-2203
РАФ-2203

Новый микроавтобус был построен на базе 24-й «Волги», имел двигатель ГАЗ 24 и для середины семидесятых был машиной из будущего. Позже на микроавтобусы ставился двигатель ЗМЗ-402. Было множество модификаций микроавтобуса, выпускался он до 1997 года, хотя уже в середине 80-х считался устаревшим, а падающее год от года качество вызывало много недовольств и нареканий. В феврале 1986 года госприемка вернула 13% автомобилей на доработку.

Кстати, во многих городах в начале 90-х РАФ-2203 трудился в качестве маршрутных такси - по сути, он стоял у истоков "маршруток". Но с появлением "Газели" РАФ стал вытесняться с улиц из-за того, что имел меньшую вместимость и уступал по комфорту новому детищу ГАЗа.

Для сельской местности на выручку приходил УАЗ

Знаменитая «буханка» УАЗ-452 выпускается с 1965 года по настоящее время.

УАЗ-452
УАЗ-452

Когда речь идет о сельской местности, то ей до сих пор нет равных, она проедет там, где не проедет ни один другой автомобиль.

С РАФом УАЗ не конкурировал – целевая аудитория двух машин была абсолютно разной и там, где был силен РАФ, был бессилен УАЗ, ну и наоборот. Один маневренный, быстрый и комфортный, другой – гроза бездорожья, но беспомощен в городском потоке.

Также и УАЗы использовались для поездки групп людей из сел в города, до сих пор незаменимы для «скорой помощи» в сельской местности.