Если бы мне предложили прокатиться в МАШИНЕ ВРЕМЕНИ, я бы не задумываясь выбрала конец 19-начало 20 вв. и поехала бы непременно по семейским сёлам! Настолько интересно и восторженно рассказывают путешественники и путешественницы того времени о семейских и их сёлах.
Из декабристов барон А.Е.Розен оставил в своих записках весьма интересные сообщения о семейских ("Отечественные записки", 1876 , № 4). «…При переходе из Читы в Петропавловский завод (в конце августа-сентябре 1830 года) декабристы останавливались в трех селах старообрядцев (названы Тарбагатай и Десятниково).Тарбагатай большое богатое село, с просторными домами: дома в несколько горниц, с большими окнами, с тесовыми крышами, с крытыми крыльцами. " Во дворе под навесом стояли все кованые телеги, сбруя была сыромятная, кони были дюжие и сытные, а люди, люди! Ну, право, все молодец к молодцу: красавицы не хуже донских - рослые, белолицые, румяные. День был воскресный: мужчины расхаживали в синих суконных кафтанах, женщины в душегрейках в шелках с соболиными воротниками, в кокошниках, из коих один лучше другого". " Они не употребляют табаку ни чаю, ни вина, ни лекарств, все это почитается за грех. Они не прививают оспы, но, видно, вера их крепка - ни одного не встретил между ними рябого: они богомольны, прилежно читают священное писание и строго соблюдают обряды свои". " Семейские народ сильный и здоровый. Они поддерживают свою крепость, свое здоровье постоянным трудом и здоровою пищей. В мясоед каждый день имеют говядину или свинину, в пост - рыбу. Семейские не испытывают бедности, многие из них очень зажиточны". "Не только в доме и в амбарах видны довольство и обилие, но и сундуках хранятся капиталы"…» Вот, например, иркутянка - этнограф А.М.Попова, которая в 1925-1927 гг. изучала наши сёла, пишет: … Характерной особенностью семейских является их стремление к чистоте и порядку. Очень любят семейские красить и рисовать. Карнизы окон украшены резьбой и в большинстве случаев раскрашены различными красками. Часто на ставнях нарисованы всевозможные цветы или же разные птицы, из которых преобладают павлин, петух, голубь. Ворота и калитки также разрисованы и украшены резьбой. В избе семейского, в углу, ближе к порогу, стоит кровать, украшенная рисунками и резьбой. В противоположном углу большая битая русская печь, опечек которой разрисован разными цветами и птицами. Во многих домах пол, потолок и стены разрисованы также всевозможными узорами. Дома, перед каждым большим праздником моются снаружи снизу до верху. Внутреннему уюту жилища соответствует чистота и удобство надворных построек. Внутри избы очень чисто и опрятно. Чисто вымытый пол застлан коврами-половиками, или же посыпан дресвой, иногда песком. Прежде всего, как войдешь в помещение, бросается в глаза "передний угол", в котором устроена божница, киот, весь увешанный или заставленный иконами старинного письма. Иконы свои семейские бережно хранят и передают их из поколения в поколение. А вот путешественник А.М.Станиловский восторженно отзывается о семейских, живущих близ Байкала: «…Всюду виднеются новые, еще только вчерне законченные избы, очень много совсем жалких крошечных домиков. И только дома семейских старожилов еще напоминают сибирские благоустроенные избы. В верстах двух от деревни, на берегу самого озера, в лесу, возник новый поселок. Его образовали семейские новоселы из Жирима: семьи Иуды ("Юды") Калашникова и Петровы. Новоселы увлекаются привольем нового места, с увлечением говорят, как клюква и брусника растут тут у самых окон, как много здесь леса, который они будут чистить под пашню: мечтают о том, как с весны начнут пахать землю, которая, по их мнению, вполне пригодна для земледелия, в противоположность утверждениям местных сибиряков, которые еще не вспахали ни одной десятины. Одним словом, чувствуется, что эти измученные в "утесненных местах" люди, в поисках за лучшей жизнью, явятся для здешних таёжных мест с рыболовным и звероловным населением, прекрасными культуртрегерами, бодрыми проводниками следующей по порядку стадии культурной жизни человечества. "Утесненное" царство их сородичей, конечно не применит хлынуть сюда вслед за своими пионерами. Пройдет несколько лет, я убежден, жалкий переселенческий поселок превратится в настоящее большое село…» Что сказать? В то время постройки в основном все ставились новые, жизнь в селах кипела, а сами семейские выглядели, как былинные богатыри и сказочные красавицы, несмотря на тяжелую жизнь. Не было в деревнях того времени суеты, шла размеренная жизнь, чего не скажешь о теперешних семейских сёлах. Жизнь здесь конечно активная, живая. Но далеко, далеко не во всех сёлах течет она бурливо. Некоторые села мне напоминают картину «Всё в прошлом» и от этого становится грустно. Дома брошены целыми улицами – это похоже на апокалипсис, если бы только видели люди это, покинувшие свои сёла и уехавшие далеко от родных просторов! Но увы, это не покажут по первому каналу, так же, как и не расскажут об этом в интернете. Наверное, это законы бытия. Будут ли когда-нибудь снова богатыри семейские и красавицы в сарафанах, так живописно описанные путешественниками, которые посещали наши сёла 100-150-250 лет назад? От всего этого мне не хочется заплакать, а хочется объехать все деревни, собрать их все заодно, построить в нарядный хоровод и показывать-показывать – какая у нас красивая в Сибири – настоящая и еще живая Древняя Русь!