Веды об Истине
Веды - это безупречное свидетельство истины. Они называют истину словом таттва. Корень "тат" переводится на русский как "тот". То есть, это указание на то, что существует. А суффикс "тва" в санскрите играет ту же роль что и словообразовательный суффикс "ств" в русском языке. Поэтому истинна - это объективная, не зависимая от нас реальность. Кроме того, в Ведах говорится о высшей и недвойственной истине - адвая гьян пара-таттва. Высшая Истина она же абсолютная описана в "Шримад-Бхагаватам" (1.2.11) так:
"Сведущие в духовной науке ученные, познавшие Абсолютную Истину, называют эту недвойственную субстанцию Брахманом (имперсональный аспект истины в форме всепронизывающего сияния высшего сознания), Параматмой (в этом аспекте Абсолютная Истина является хранителем материального мира и свидетелем всего, переводится как высшая душа) или Бхагаваном (Бог как личность)".
или так "Шримад Бхагаватам (1.1.1)":
"О мой Господь Шри Кришна, сын Васудевы, о всепроникающая Личность Бога, я почтительно склоняюсь перед Тобой. Я медитирую на Господа Шри Кришну, ибо Он является Абсолютной Истиной и изначальной причиной всех причин созидания, сохранения и разрушения проявленных вселенных. Прямо и косвенно Он сознает все проявления и независим, ибо не существует иной причины, кроме Него. Именно Он вначале вложил ведическое знание в сердце Брахмаджи, первого живого существа. Даже великие мудрецы и полубоги введены Им в заблуждение, подобно тому, как человека сбивает с толку обманчивый образ воды в огне или суши на воде. Лишь благодаря Ему материальные вселенные, временно проявленные взаимодействием трех гун (качеств: благости, страсти и невежества) природы, кажутся истинными, хотя в действительности они нереальны. Поэтому я медитирую на Него, Господа Шри Кришну, вечно пребывающего в трансцендентной (не материальной или духовной) обители, которая всегда свободна от иллюзорных образов материального мира. Я медитирую на Него, ибо Он — Абсолютная Истина".
Истина всегда обладает тремя качествами: вечна, наделяет знанием, и блаженна. Все три качества неотделимы друг от друга. Вечность без знания что жизнь Баобаба. Знание ценно когда оно постоянно то есть вечно. Да и зачем вечная жизнь если она не блаженна и знание если оно не делает своего обладателя счастливым. Так можно распознать истину. Она неизменна, радует и проясняет. Из чего следует жизнь не материальна. Потому что материальное тело живого существа все время меняется и в конечном итоге исчезнет. Оно вводит в заблуждение и ограничивает - таким образом источник невежества. И наконец приносит очень много страданий. А если кто-то скажет, что оно дает возможность наслаждаться объектами чувств, то на этом можно ответить - цена таким наслаждениям (эксплуатация) всегда страдания. Вот и получается с точки зрения критериев истинности материальное тело не истина - то есть это не личность. Но есть кто-то кто все это осознает, чувствует, желает и выбирает. Веды называют это атмой или душой. Это и есть истинная личность. Она вечна, обладает как минимум знанием о себе, и блаженна.
Для всего, что чуждо душе, не существует вечного бытия, а для души, олицетворения истины, не существует небытия. Природу того и другого узрели знатоки истины ("Бхагавад-гита", 2.16).
Подробнее о душе и ее материальном теле можно прочесть в двух небольших статьях:
https://zen.yandex.ru/media/id/5c46c941003f2c00b0462cef/istina-o-dushe-5d45de7314f98000addcc049
Разберем три расхожих утверждения об истине:
1. Истина — то, что ясно.
Веды часто сравнивают истину с Солнцем. Подобно тому как Солнце рассеивает тьму и все иллюзии, навеянные ею, так и истина дает ясное и отчетливое видение мира:
"...Высочайшая истина — реальность, во имя всеобщего блага отличная от иллюзии. Такая истина уничтожает тройственные страдания..."("Шримад Бхагаватам" 1.1.2).
Это утверждение согласуется с Ведами.
2. Истина — то, что признаётся большинством.
Это не так, если говорить о большинстве в рамках материальной вселенной. Понимание истины зависит от чистоты и развитости сознания. А во вселенной чем больше кого-то, тем менее развиты они. То есть здесь действует принцип пирамиды. Бактерий больше чем рыб, рыб больше чем птиц, животных больше чем людей и так далее.
Но это же утверждение становится правильным с точки зрения Вед, если речь идет об абсолютном большинстве. Потому что абсолютное большинство - это все население духовных миров, а их в 4-е раза больше чем материальных. И в отличии от материальных, которые строго ограничены пространством и временем, в духовных мирах, живущих в сознании Высшего существа, нет таких ограничений. Например, лишь только у царя Уграсены квадриллионы охранников во дворце.
Это утверждение в обычном своем понимании не согласуется с Ведами.
и наконец...
3. Истина — то, что полезно.
Истинные представления о себе и мире дают возможность здраво мыслить и принимать правильные решения. Это утверждение можно взять за критерий истинности. Если знания человека далеки от истинны, то его действия не пойдут ему на благо, и он не будет счастлив. То есть, если кто-то несчастлив, то его знания, на основе которых он действовал, не истинны.
Это утверждение правильно но все же это не до оценка истины.
Тема этой статьи очень обширна и сама статья лишь слегка касается к ней.
ОМ ТАТ САТ
Автор статьи: Дхаранидхара дас, 46 лет, 30 лет изучения Вед. в традиции гаудия вайшнавов.