Перед вами отрывок из новой книги журналиста, психолога, педагога Владимира Шахиджаняна Курить, чтобы бросить! Она доступна к прочтению для всех желающих бросить курить.
Познакомьтесь с ещё одной «историей болезни», которую я записал после очередного сеанса с курильщицей. Александра Николаевна (имя изменено) рассказывала:
— Работаю в магазине «Обувь». У меня двое детей, мальчики: восемнадцать лет одному и девять лет другому. Я курю тайком от них, хотя они отлично знают. Ну, как мне не курить?
Понимаете, дети у меня от разных мужей. Сейчас я без мужчины. Не складывается у меня личная жизнь, не складывается.
Как начала курить?
Меня однажды отправили к дедушке в деревню. Он курил. Я решила попробовать. Я тогда училась, кажется, в седьмом классе. Сижу около дома, возьму у него папироску (он курил «Беломорканал» или сигареты «Астра» — это крепкие сигареты, без фильтра), зажгу, сделаю затяжку, выдыхаю дым — и вроде даже интересно. Но никакого ощущения вкуса, противности, гадости, мерзости и в то же время и приятности я не испытала.
Было просто интересно, смогу или не смогу? Курю перед зеркалом, представляю себя актрисой. Держу в пальчиках папироску, затягиваюсь, выпускаю дым, смотрюсь в зеркало и улыбаюсь.
Домой приехала — и потянуло. Я поступила в техникум. Наш техникум так и звали — «Химдым». Иногда меня мама засекала, что я курю, и однажды сказала: «Всё, хватит по кустам бегать. Кури дома». И я — мне тогда пятнадцать лет было, училась на первом курсе техникума — курила дома, в открытую. При маме первое не курила, но потом перестала её стесняться. Увидит — ничего страшного. Знает, что я курю.
На ногах сейчас у меня небольшой варикоз. Порой кашляю сильно, особенно по утрам.
Всё знаю — вредно. И бронхит, и кожа плохая, и зубы жёлтые, и горло воспалённое, ангины часто бывают. Но понимаете, мне одиноко и грустно. Покурю — и вроде отвлекусь. Сигаретку погашу — становится чуть легче. Но, как говорится, здоровье важнее. Поэтому к вам и пришла.
— Ну а попытки-то делали перестать курить?
— Делала. Просыпаюсь утром и принимаю решение — сегодня ещё один день покурю, а уж завтра перестану. А там, если это в среду, с пятницы начну, когда в субботу и в воскресенье буду дома.
В субботу и в воскресенье просыпаюсь и даю себе слово: «Ну, ладно, с понедельника брошу. На работу пойду, займусь делом, магазин, покупатели. Некогда». Вот всё откладываю и откладываю. А мне кажется, что у меня и сердце болит из-за этого, и зубы совсем стали жёлтыми, и ногти ломкие. Это всё ведь из-за курения. Помогите.
Конечно, удалось помочь. Александре Николаевне пришлось приходить ко мне на сеанс дважды. Через две недели после первого сеанса она сорвалась.
— Как это произошло?
— Ну как-как, — объясняла она, — не курила день, не курила два, три. Хотелось, но могла подавить. Неделю не курила! Гордилась. Две недели. А потом ко мне подруги пришли. Детей дома не было. Мы бутылочку вина выпили. Я винегрет быстро сделала. Потом чай пили с пирожными. И моя приятельница закурила: «А ты?». «А я не курю больше», — сказала с гордостью. «Совсем?» — «Совсем». — «И не хочется?» — «Хочется». — «Ну покури одну-то, что с тобой случится?» Ну я и покурила одну. Думала, действительно ничего не случится. А снова стала выкуривать пачку в день. Случилось…