Совокупная стоимость владения (Total Cost of Ownership, TCO) - показатель, который редко рассчитывают в компаниях. Эта цифра за год может достигать куда больших размеров, чем цена покупки. С помощью неё можно принимать решение об использовании арендованных ресурсов или собственных, планировать расходы на масштабирование или модернизацию, а также принимать решения о внедрении, сравнивая эту цифру с получаемой дополнительной выгодой.
В этой статье поговорим о том, что же такое совокупная стоимость владения, посмотрим пару пример её расчёта, а также выясним, как изменится стоимость владения, если снять 1С с полной поддержки.
Что такое совокупная стоимость владения?
Для 1С TCO - это объём денежных средств, который мы должны потратить на поддержание нужной нам работоспособности программы за определённый период. Я предлагаю включить следующие расходы:
- Стоимость размещения.
1С нужно где-то установить. Это может быть ваш компьютер, аренда сервера, аренда облачного 1С и так далее... В любом случае, это стоит денег. - Стоимость обслуживания.
Она будет состоять из двух частей. Стоимость обновлений, стоимость услуг или работ по обслуживанию 1С - установка обновлений, исправление ошибок в работе программы или после работы персонала. - Стоимость дополнительных сервисов.
Например, 1С-Отчетность или 1С:Контрагент. - Стоимость обучения персонала.
- Стоимость модернизации.
Это стоимость услуг модернизации 1С для оптимизации работы под процессы компании. Процессы компании постоянно меняются, поэтому может возникать потребность в изменении конфигураций 1С.
Пример расчета
Типовая 1С:Бухгалтерия в ГРМ
Допустим, что мы развернули базу бухгалтерии в сервисе 1С:Готовое рабочее место. В данном сервисе объединятся стоимость размещения и стоимость обновления до тех пор, пока база будет оставаться типовой, то есть без изменений конфигурации базы данных. На специалиста, который будет обновлять базу данных мы денег не тратим, потому что это делает партнер 1С, который продал вам этот ГРМ.
Средняя цена на рынке для такой базы будет 30 рублей за один доступ в день. Если мы не большая компания и эта база нужна только бухгалтеру и генеральному директору, то нам нужно два доступа. Тогда стоимость доступа умножаем на количество доступов и количество дней в году и получается: 30 * 2 * 365 = 21900 рублей в год.
Чтобы бухгалтеру было удобно, мы купили сервисы 1С-Отчетность для электронной сдачи отчетности и 1С:Контрагент для автоматического заполнения реквизитов по ИНН. 1С-Отчетность стоит 4900 рублей, а 1С:Контрагент 4800 рублей в год. Сервисы обойдутся нам в 9700 рублей.
В середине года компания заключила какой-нибудь мудрёный договор и бухгалтеру потребовалась консультация по занесению проводок в 1С, на это было потрачено ещё 2500 рублей.
Модернизация 1С не пригодилась, в бухгалтерии всё достаточно регламентировано, денег на неё не потратили.
Тогда TCO составит за год 21900+9700+2500=34100 рублей.
1С:Розница на собственном сервере
Мы торговая сеть, где на торговых точках установлена 1С:Розница. Персонал использует тонкий клиент и обращаются к одному серверу.
Мы купили сервер за 500 тысяч рублей и надеемся, что он прослужит нам 5 лет. Чтобы данные не потерялись, мы делаем резервные копии на другой сервер стоимостью 100 тысяч рублей и верим, что он прослужит нам также 5 лет. Чтобы доступ к серверу 1С был стабильным и быстрым мы разместили его в дата центре за 3200 рублей в месяц. Сервер с резервными копиями находится у нас в офисе.
Для обслуживания серверов мы наняли системного администратора, которому платим 50 тысяч рублей в месяц и платим за него социальные взносы 30%.
Тогда стоимость размещения в год это 500/5 + 100/5 + 3,2*12 + 50*1,3*12 = 100+20+38,4+780 = 938,4 тысяч рублей в год.
Для получения обновления и сервисов мы покупаем ИТС ПРОФ за 40 тысяч рублей в год.
Для оперативного устранения возникающих проблем и ответов на вопросы персонала мы наняли специалиста 1С за 70 тысяч рублей в месяц и также платим его социальные взносы. 70*1,3*12 = 1092 тысяч рублей в год.
На обучение персонала мы тратим около 100 тысяч рублей в год.
Для оптимизации работы мы нанимаем качественного аутсорсера, который делает расширения конфигурации в объёме 20 часов в месяц за 2500 рублей в час. Это 50 тысяч рублей в месяц или 600 тысяч рублей в год.
TCO получается 938,4 + 40 + 1092 + 100 + 600 = 2770,4 тысяч рублей в год.
Если снять 1С с полной поддержки
Если 1С снята с полной поддержки, то были внесены изменения в основную конфигурацию базы данных. Такое часто можно наблюдать после модернизации 1С под нужды компании.
В тот самый момент, когда 1С снята с полной поддержки, теряется возможность автоматического обновления 1С, а это означает, что обновлять базу данных должен какой-то специалист за какие-то деньги.
Стоить это может от незначительных сумм при незначительных изменениях, так и вполне весомых денег.
В наш первый пример расчёта про 1С:Бухгалтерию, добавим изменение конфигурации. Теперь обновление стоит 5 тысяч рублей. Обновлять бухгалтерию нужно не реже чем раз в месяц, тогда стоимость владения увеличится на 60 тысяч рублей и будет составлять уже 94100 рублей. Это в три раза больше чем было.
Во втором примере был качественный аутсорсер, который постоянно делает изменения. Если бы он изменял саму конфигурацию, а не делал бы расширения к ней, то появилась бы такая же стоимость обновлений.
1С:Розница обычно обновляется реже, где-то 1 раз в квартал, но в виду большого количества изменений, одно обновление может обходится в 20 - 50 тысяч рублей. Тогда будут дополнительные расходы 80 - 200 тысяч рублей или 5-10%. И чем дольше эти расходы будут нестись, тем более ценным становится 1С-специалист или аутсорсер, потому что разобраться с внесёнными изменениями становится всё сложнее и цена на обновления постепенно вырастает.
В итоге
Рассчитывайте TCO для своих программ, чтобы узнать сколько вы тратите на них на самом деле. Сравнивайте это с пользой, которую данные программы приносят и не снимайте 1С с поддержки. Современные платформы позволяют делать расширения конфигураций, внешние обработки и отчеты, которые не будут трогать основную конфигурацию и реализуют нужный вам функционал.
Делитесь способами снижения стоимости владения для программных продуктов.