Найти тему
Кораблестроение

"Титаник" - что пытался сделать экипаж?

14 апреля в 12 часу почти все пассажиры парохода “Титаника” пошли спать.

Вахту стал нести Уильям Мердок - главный помощник капитана Эдварта Смита.Также в ту темную ночь дежурило двое предупрежденных об опасности впередсмотрящих, зорких и внимательных: они видели гладкое, как стекло, море.

Температура воздуха была минусовой, волнение на воде отсутствовало совсем. Сейчас всем известно, что такая тишь и гладь - признак того, что рядом находятся ледяные поля (участок льда более 20 м). “Титаник” шел вперед с довольно высокой скоростью. Впередсмотрящие работали без биноклей. Правда, стоит отметить, что так было только лучше - увеличительная оптика очень ограничивает угол обзора. Работники ничего не видели долгое время - айсберг был замаскирован темной ночью и спокойным морем.

Эндрю Смит.
Эндрю Смит.

Примерно в половину 12-ого смотрители заметили дымку, а чуть позже Фредерик Флит неожиданно увидел очертания большого айсберга примерно в 650 м от лайнера. Он сразу три раза ударил в колокол - это означало, что прямо по курсу преграда. Цепная реакция пошла быстро - первый работник сказал о препятствии второму, второй третьему, и так далее. Рулевой резко повернул штурвал максимально в левую сторону, а Мердок перевел механизмы в положение “Стоп”, что было роковой ошибкой - угловая скорость “Титаника” снизилась и уменьшилась поворотливость. Чуть позже была отдана команда “Лево на борт”, что означало поворот штурвала вправо - рулевой пытался обойти вокруг айсберга.

Уильям Мердок.
Уильям Мердок.

Лайнер двигался быстро по инерции. В итоге “Титаник” повернулся, тем самым избежав лобового столкновения, но контакт с ледяной глыбой примерно в 9 секунд все равно произошел.

В этот момент давление на судно было 2,5 тонны на см². Пароход получил серьезные пробоины, а отколотая часть айсберга упала с грохотом на межнадстроечную палубу судна.

Толстые листы из стали выдержали напор, а вот специальные скрепляющие заклепки из высокоуглеродистой прочной стали и кованого железа разрушились, и швы корпуса разошлись в миг - через щели ворвалась вода.

-4

Позднее выяснилось, что для производства заклепок использовали железо низкой прочности - при холоде оно становились очень хрупким.

Этого столкновения не почувствовала большая часть пассажиров, некоторые только проснулись от странного ощущения.

«Будто бы кто-то провёл гигантским пальцем вдоль борта корабля» - вспоминала одна из пассажирок.

Конечно, некоторые поняли, что произошел контакт со льдиной, но почти все не придали этому большого значения.

“Мы просто поцарапали судно ледышкой” - смеялись пассажиры.

Пробоины в общей сумме в 90 метров способствовали быстрому затоплению отсеков за первый час после столкновения - 5 из 16 оказались затоплены.

Сначала Мердок, доложивший капитану об айсберге, отключил электромагниты, зажимавшие защелки дверей; люди, находящиеся там, вышли через аварийные выходы.

Позднее капитан и его помощники вызвали главного конструктора - Томаса Эндрюса, чтобы тот дал консультации.

Томас Эндрюс.
Томас Эндрюс.

Самые первые несчастья начали происходить в котельной № 6. Когда бурлящая вода прорвалась туда, раздался гулкий сигнал тревоги. Кочегарам приказали погасить топки. Работники принялись выполнять приказ, но уже через 5 минут они были по пояс в воде, смешанной с машинным маслом. Пришлось покинуть котельную.

В следующей, пятой, удалось контролировать воду специальными насосами, но уже через минуты в отсек зашел один из кочегаров - Фредерик Баррет. Он сообщил ужасную новость - вода затопила горячие угли в топках, и все вокруг было заслонено паром - видимость была ужасная. Нужно было спешить.

-6

Чтобы избежать взрывов котлов, которые могло спровоцировать соприкосновение котлов и ледяной воды, необходимостью было потушить огонь и выпустить пар.

Эту работу выполняло около 20 кочегаров - они трудились долго и потно, во влажной жаркой среде. Наконец, справившись с работой, многие кочегары отправились на шлюпочную базу, другие же поспешили помогать поддерживать нужное давление в оставшихся рабочих 4-х котельных. Все работы проходили в строжайшей секретности - чтобы не вызывать паники пассажиров. Члены экипажа даже бегали из отсека в отсек по специальным аварийным тропам - чтобы не привлекать внимания.

Кочегары.
Кочегары.

В это время, капитан захотел оценить величину пробоины и отправил это сделать своего помощника Боксхолла. Он встретил по пути плотника, доложившего про затопление почтового отделения - там теперь клокотала холодная вода, в которой плавали почтовые мешки.

Почти в 12 ночи корабль уже сильно накренился, и в это время Смит обнаружил, что вода начала попадать в 5ую котельную. Был отдан приказ снова откачивать воду насосами, но скорость затопления была огромной - в 15 раз больше скорости откачивания.

Томас Эндрюс сообщил Смиту, капитану корабля, о том, что лайнер сможет продержаться на плаву где-то 1,5 часа.

-8

А что вы знаете об этой трагедии? Пишите в комментарии!