Очень важной составляющей подготовки к продаже бизнеса является его оценка. И для чего же это необходимо? И стоит ли тратиться непосредственно на оценку бизнеса, так как это недешевое удовольствие?
Существующий институт оценки в целом помогает определить итоговую рыночную стоимость любого продаваемого бизнеса. Прежде всего, это необходимо продавцам ныне действующих предприятий, в которых материальные активы имеют сравнительно небольшую стоимость. Классический такой пример – это парикмахерская либо салон красоты. И стоимость основных средств таких предприятий редко превышает десятки тысяч долларов. Но при этом учредители всегда намерены продать собственный бизнес за намного большую сумму. Доказать всю финансовую привлекательность реализуемого предприятия можно, если предоставить покупателю рыночную стоимость данного бизнеса.
Исходя именно из каких критериев и принципов продавец определяет конечную стоимость реализуемого предприятия?
- Непосредственная стоимость бизнеса равняется сумме затраченных на его открытие, а также содержание средств. И это совершенно и абсолютно неправильная позиция. Покупателя прежде всего интересует не затратная часть бизнеса, а именно доходная его часть. К примеру, продавался в Москве солярий за цену в 60 тысяч долларов, в 5 тысяч из которых была оценена его дверь с инкрустацией. Но никому из покупателей данная дверь не приглянулась, да и платить за нее покупатели не собирались. Она даже и продавцу в итоге не нужна оказалась.
- Продавец бизнеса считает, что именно его компания намного лучше аналогичной компании, которая уже была продана, и что и стоимость его бизнеса также должна быть выше. Но продавцу абсолютно не известны условия проведения прошедшей сделки и он не знает ни финансовые показатели данной проданной компании, ни стоимость аренды помещений.
- Цену продажи бизнеса озвучили друзья продавца, которые слабо разбираются в теперешней рыночной ситуации.
Если же продавец предоставит потенциальному покупателю заключение о проведенной оценке действующего предприятия, в котором будет обоснована, а также доказана стоимость этого продаваемого бизнеса, тогда указанная сумма и способна стать именно отправной точкой в проводимых переговорах по купле-продаже.
Оценка бизнеса подразумевает под собой экономическое обоснование и в том числе также и стоимости компании непосредственно как имущественного комплекса, который способен приносить прибыль его будущему владельцу.