Найти тему

Чем поздняя любовь отличается от взаимного использования

Поздняя любовь - это прекрасно. Но не всегда. Так много историй, когда убеленный сединами человек эти седины сбривал, делал на лысине татуировку, надевал молодежные вещи и начинал такие антраша выкидывать, что все диву давались. Поздняя любовь тогда прекрасна, когда в ней есть достоинство. Пусть хоть какая разница в возрасте будет, это неважно. Важно остаться собой. И не потерять здравый смысл. Потому что потешным и жалким человека делает не поздняя любовь: много великих мужчин и женщин встречали своё счастье на склоне лет. А вот эта ненормальная игривость, утрата здравого ума делает человека смешным. В этом все дело.

Мне вот Екатерина Вторая как личность очень нравится. Сильная, волевая, умная женщина; да ещё и красивая, статная, умеющая себя подать… Талантливая. С великолепным здравым смыслом. И вот в шестьдесят лет Екатерина влюбляется в двадцатидвухлетнего Платона Зубова. Ну, бывает такое. Только царица стала вести себя ненормально: она пыталась воспитать из глуповатого Платона государственного деятеля и допустила его к управлению делами страны. Наградила его массой орденов, так что Платон, как писали современники, походил на торговца лентами. И этот «резвуша», как звала его Государыня, вершил дела страны. А будущий знаменитый полководец Кутузов ни свет ни заря приезжал к резвуше, чтобы сварить ему некий особенный кофей, который очень пришёлся по вкусу молодому фавориту. Екатерина Вторая потеряла уважение окружающих. И себя потеряла. Поздняя любовь свела ее с ума; она в упор не видела ни глупости фаворита, ни его жадности, ни того, что он ее не любит. Просто не любит; пользуется.

Таково ослепление поздней любви. Этот резвый Платоша потом принимал участие в убийстве сына Екатерины, императора Павла. Был такой жадный, что носил лохмотья, имея многомиллионное состояние. В пятьдесят лет он выглядел дряхлым стариком, но женился на молоденькой девушке. Тоже у него случилась поздняя любовь.

Иногда поздняя любовь к любви не имеет никакого отношения. Это просто безумное влечение к молодому партнёру, вот и все. Страсть и алчность, а любви-то и нет ни капли, ни с той, ни с другой стороны. Даже если кажется, что один этой любовью ослеплён; нет, это он ослеплён похотью. Телесной алчностью. Потому и не видит очевидное: глупость, жестокость, жадность того, кто им пользуется. Потому что он же тоже пользуется, так ведь?

И вот надо отличать позднюю любовь-лебединую песню от внезапного помешательства. В поздней любви человек велик и печален. А в припадке последней алчности - смешон и опасен для других. Потому что ради своего наваждения такой человек предаёт близких, обманывает, присваивает, нарушает законы чести, - это уже не он. И говорить ему что-то бесполезно. Если он не погибнет в таких отношениях, он окажется на пороге дома, который бросил. И будет просить принять его обратно.

Но чаще они погибают, эти жертвы своих фаворитов. Потому что не вынесли последнее испытание в жизни: не сохранили достоинство. Предали себя. А предательство себя всегда ведёт к гибели…

Анна Кирьянова