Передо мной стоит Славик. Весело, взахлеб рассказывает о том, какие у него теперь друзья в школе, как ему нравится туда ходить, про свои игры в догонялки. Рядом стоит его мама и улыбается, протягивает мне эклеры – угощайтесь, Анна Андреевна, это вам за сына. Счастливый парень, улыбчивая мама. Но так было не всегда.
Маленькая лягушка.
Первый раз семья Тереховых (Все имена и фамилии изменены по просьбе семьи) пришла к нам в фонд «Сохраняя жизнь» почти полгода назад. Я читала характеристику, которую дала классный руководитель, смотрела на картинки, которые рисовал мальчик и удивлялась. Паззл не сходился. В характеристике девятилетнего парня было все: и жестокость к одноклассникам, и убийство животных, и еще много того, что делало характеристику младшего школьника похожей на характеристику матерого уголовника. Ни одного светлого момента в ней отмечено не было.
А с картинок мальчика на меня смотрели милые пушистые звери из теста – несуществующее животное, дружная семья и маленькая лягушка, которую готовится раздавить великан. Лягушка – это Слава. Великан – первая учительница.
И мы со специалистами нашего фонда начали работать с семьей, чтобы понять, что же там происходит. И вот что выяснили.
Мальчик подвергался травле всего класса, которую организовал классный руководитель Славы. Все началось с невинной переписки в группе класса в мессенджере, когда на день учителя родители предлагали дорогие подарки, а мама Славы предложила купить цветы и конфеты. Многодетная семья, только собравшая ребенка в школу, испытывала финансовые трудности.
И тут понеслось. Волна осуждения от родителей, обсуждение родительским комитетом этого вопроса с учителем, обида учителя, принципиальная позиция мамы. Все это вылилось в то, что Славу стали в открытую оскорблять ученики и учитель, занижать оценки, ко всему придираться.
За два года ситуация приняла ужасающие масштабы. Слава практически перестал учиться, перестал отвечать на уроках, перестал общаться с одноклассниками, не хотел ходить в школу. На все вопросы отвечал односложно – не знаю.
Приведу просто пару примеров того, что же творилось в его жизни.
Учительница вызвала Славу к доске. Он отказался идти. Казалось бы, банальная ситуация, ну с кем не бывает. В таких обычно говорят: «Садись, два!». Но Вере Степановне этого было мало. «Тащите мне сюда этого!» – приказывала она ученикам. И те с радостью выскакивали со своих мест и тащили Славу к доске кто за что мог. Кто-то тащил за руку, кто-то за волосы, кто-то за пиджак. «Пустите», – кричал Слава и пытался освободиться. Так в характеристике появилась запись об его агрессивном поведении. По словам мальчика, «Тащить этого» было любимым развлечением в классе. В нем с удовольствием принимали участие почти все дети.
Еще в характеристике Славы появился пункт про убийство котят. А было это так. В многоэтажке, где жил Слава, старушка подкармливала котят. И однажды они пропали. Соседка пришла в школу, уточнить – не брали ли дети котят. Узнав, что в этом доме живет Слава, бабушку быстро проинформировали, что «это точно его рук дело, он у нас хулиган, он мог, он и глазом не моргнул бы». И соседка пошла в полицию. Полиция провела проверку, подтверждающих фактов не нашла, котят в общем-то тоже. Но в деле Славы появилась запись о том, что он живодер.
Любить. Помогать. Просить прощение. Прощать.
А потом в жизни Славы и его семьи появились мы. В рамках нашего проекта «Вернуть детство» мы помогаем детям, пережившим тяжелые психологические травмы. Травля в школе – один из видов травм, которые часто встречаются в нашей практике.
Помогаем не только у нас в области – по всей стране. Но, благодаря открытой позиции управления образования нашего города и нашей совместной работе, мы можем системно работать над этой проблемой у нас.
Наша главная позиция – быть на стороне ребенка. Мы никогда не принимаем сторону родителей или школы. Как правило истина всегда лежит где-то по середине.
Какие же решения были в этом случае?
Маме – любить. Казалось бы, очевидная вещь, но в конфликте, мама настолько углубилась в отстаивание своего права не сдавать большие суммы на подарки учителю, что совершенно забыла о том, что в этой ее войне с родительским комитетом больше всего страдает сын. Несколько занятий в фонде – и мама осознала свою ошибку. Она изменила поведение, в первую очередь в семье. И результаты не заставили себя ждать.
Мы рекомендовали в школе перевести мальчика в другой класс и уделить его адаптации в классе особое внимание. И теперь Славик учится в другом классе, где у него появились друзья и общие игры.
С прежним классом, где учился парень, работает психолог. Потому что в ситуации травли пострадавший не только Слава. Весь класс пострадал от проявления этого стадного инстинкта. Потому что дети – это чистый лист, и какую модель поведения им диктуют взрослые, так они себя и ведут, то они потом и будут транслировать миру. Поэтому с классом работает школьный психолог: с родителями, с учителем и с детьми.
Для нас и для школы – для всех участников конфликта – это большой урок. Это история о том, что хорошие люди делают плохие вещи. О том, как порою, нам всем не хватает мудрости, чтобы вовремя остановиться. О том, как важно быть на стороне ребенка. И конечно о прощении. Класс попросил прощения, а Слава смог их простить и начать новую историю. И мы очень надеемся, что она будет счастливой.
Если вам актуальна эта тема, расскажите в комментариях о том, как вам удалось разрешить конфликт. Если вам нужна помощь прямо сейчас – пишите на почту: info@56fond.ru
И поддержите работу фонда «Сохраняя жизнь», чтобы специалисты, работающие с детьми, пережившими травлю, получали зарплату и помогали другим детям, столкнувшимся с травлей. Подписаться на регулярные платежи или сделать разовое пожертвование можно по ссылке: ПОМОЧЬ