Выбери цель своего питча
Питч — это краткая презентация проекта перед инвесторами. Ключевое слово «краткая», не старайся вывалить как можно больше информации на неподготовленного человека.
Обычно цель личного обращения — заинтересовать собеседника и добиться встречи для презентации проекта и обсуждения сотрудничества. Если ты выступаешь публично — твоя задача , чтобы слушатели уловили суть идеи и подошли для обмена визитками, обсуждения партнерства. Или рассказали знакомому инвестору о твоем предложении.
Проговори свои ожидания в конце речи: «если интересно, можем встретиться на этой неделе и обсудить мой проект»; «кого зацепила моя идея — подходите на кофе-брейке, чтобы поговорить более конкретно»; «если знаете тех, кому это нужно, поделитесь со мной информацией».
Ещё по теме: Самопрезентация: как «продавать» себя
Определись с аватаром и портретом инвестора
Выбери тип инвестора, который бы идеально вписался в твой проект. Ищи человека, близкого тебе по духу, возрасту, опыту, увлечениям. Будет проще понять друг друга и договориться.
Не обращайся ко всем подряд.
Идти нужно к тем, кто уже работает в соответствующей сфере. Можно рассматривать и смежные отрасли, если стартап находится на стыке.
Если ты разработал мобильное приложение для салонов красоты, то необязательно искать инвестора, который разбирается в технологиях, найди того, кто знает, как работает парикмахерская, косметологический кабинет и мастер маникюра. При подготовке презентации и питча, ориентируйся на составленный портрет потенциального инвестора: что он знает, чего хочет, как развивает свой бизнес.
Сформулируй четкое послание
Информация для первого контакта может быть упакована как:
- видеоролик,
- презентация с несколькими слайдами,
- текст письма,
- краткая речь на конкурсе стартапов,
- скрипт для разговора по телефону или при личной встрече.
Самое главное должно быть в начале послания.
Говори о той стороне проекта, которая волнует инвестора, судя по составленному аватару. Это может быть срок окупаемости, ожидаемая прибыль, социальная значимость проекта, возможность изменить рынок с новой технологией, оптимизация затрат в основном бизнесе инвестора, масштабируемость идеи. Опиши идею за пару минут, заинтересуй и назначь дополнительную встречу.
Ещё по теме: 7 вещей, которые не нужно делать перед инвесторами
Отрепетируй свое обращение и протестируй его
Выучи основные тезисы питча. Потренируйся у зеркала и запиши себя на видео. Убери из него все ненужное, очисти от слов-паразитов, оставляй паузы для возможных реплик собеседника. Проговаривай свою речь для друзей, выступи перед несколькими людьми сразу и по отдельности.
Покажи презентацию знакомым и протестируй — все ли в ней понятно, какие вопросы возникают, есть ли лишнее, цепляет она внимание или нет. Выставляй ее на всеобщее обозрение, чтобы убрать все слабые места. Обратись в социальных сетях к тем, кто уже привлекал финансирование в свои стартапы, тренерам и коучам для предпринимателей, задай вопрос в тематических бизнес-сообществах.
Используй обратную связь, чтобы улучшить свою презентацию для первого контакта с инвестором.
Приготовься к неожиданной встрече с инвестором
Будь готов рассказывать о своей идее в очереди за утренним кофе и в ночном клубе у барной стойки. Если встретишь там нужного человека, не упусти шанс сделать его своим инвестором.
Всегда держи в телефоне слайды презентации, в кармане — прототип того, что ты собираешься производить, и свои визитки, а в голове — все важные цифры, чтобы уверенно написать их даже на салфетке.
Деньги при первом контакте ты не получишь. Но зато потратишь на него минимум времени и во второй раз встретишься уже с тем, кому важны подробности и нюансы сотрудничества. Когда пройдешь эту подготовку, будет легче донести идею за несколько минут тем, кого она может заинтересовать.
Ещё по теме: Как работать с ментором, чтобы он свел тебя с нужными людьми?