Часть 6. Бессмысленный поход
В эпоху парового флота не было разгромов, по масштабам сопоставимых с цусимским, (знатоки вспомнят битву при Кавите, но там и силы сторон изначально были неравны, и кораблей в несколько раз меньше). При Цусиме встретились две примерно равных численно эскадры, и одна из них раскатала другую с сухим счетом; катастрофа в Цусимском проливе в немалой степени определила всю дальнейшую историю России в XX веке – революции, войны, крушение монархии и т.д. Непосредственную роль в этих исторических событиях – иногда значительную, но чаще мимолетную, – довелось сыграть одной из "богинь", "Авроре".
Не дойдя с первой попытки до Порт-Артура, крейсер вернулся в апреле 1904 года на Балтику, где и был поставлен в док. К этому времени уже стало понятно, что "маленькая победоносная война" на Дальнем Востоке не задалась: вместе с флагманским броненосцем "Петропавловск" погиб командующий флотом адмирал Макаров, Порт-Артур был осажден, а генерал Куропаткин, решительно отступая, проигрывал одно сражение за другим. В Петербурге внезапно осознали, что война сама себя не выиграет, и надо что-то делать. "Что-то" вызрело в виде решения об отправке на помощь адмиралу Витгефту Второй Тихоокеанской эскадры (первой ТОЭ отныне именовались корабли, уже находящиеся в Артуре). Фактически, в состав 2 ТОЭ вошли все (часто - не более чем теоретически) боеспособные корабли, имевшиеся на Балтике; Черноморский флот, имевший гораздо лучшую выучку, по политическим соображениям решили не трогать. Разумеется, новейший крейсер "Аврора" также был включен в экспедиционный флот.
...То, что "Аврору" строили "на отцепись", стало понятно при первом же осмотре в доке: как и у "Дианы", был потерян кожух одного из валов, второй держался на соплях; десятки листов медной обшивки отошли и задрались, некоторые были потеряны. Устраняя недоделки, заново проклепывая швы и т.д., "Аврора" простояла в доке два месяца. Затем, уже в Кронштадте, крейсеру вернули щиты орудий, ранее ликвидированные для облегчения, и провели мелкие улучшения. В это время на корабль был назначен новый командир, капитан I ранга Егорьев – эта перемена оказалась на пользу и кораблю, и команде. Новый командир даже успел провести в Ревеле боевые стрельбы (чем большинство экипажей 2ТОЭ похвастаться не могло) – по щитам, в общей сложности, было выпущено 108 152-мм, 453 75-мм и 713 37-мм снарядов. Перед выходом в море крейсер покрасили в цвета 2ТОЭ – черный корпус, желтые трубы и шаровые мачты.
Из-за привычных на русском флоте затяжек и нестыковок эскадра взяла курс на Датские проливы лишь 2 октября 1904 года. «Аврора» возглавила третий эшелон.
Надо сказать, что обстановка на эскадре была исключительно нервозной. Агенты в Европе (вероятнее всего, двойные) доносили, что на эскадру готовится нападение на переходе. Морякам повсюду мерещились миноносцы (и даже подводные лодки!) то Японии, то Англии. С Англией войны вроде бы не было, но не было и доверия. Кто их, этих туманных альбионцев, знает… Происшествия не заставили себя ждать.
В ночь с 8 на 9 октября эскадра вышла в район Доггер-банки – традиционный район рыбной ловли. В это время с плавмастерской «Камчатка» посыпались панические телеграммы о том, что ее атакуют неизвестные миноносцы. Нервное напряжение на кораблях выплеснулось в шквал огня, которым были накрыты первые попавшиеся под руку – на беду, оказались английские, - рыболовные суда. Заодно досталось и своим: в "Аврору" угодили пять снарядов (4-75-мм и один 47-мм). И вот ведь незадача, в темноте, стреляя практически наугад, эскадра за 15 минут умудрилась пустить на дно один траулер и повредить еще пять, попутно изувечив несколько собственных судов. В Цусиме стреляли целый день – и практически безрезультатно…
Повреждения, полученные "Авророй", к счастью, оказались легкими (несколько пробоин в корпусе, машинном кожухе, и в дымовой трубе). Из экипажа один моряк был ранен легко, а судовой священник - тяжело, и вскоре скончался. Дипломатический же скандал разгорелся такой, что впервые в мире для изучения инцидента был созван международный трибунал! Кончилось все уплатой англичанам огромной компенсации.
Эскадра шла на Дальний Восток вокруг Африки, ибо через Суэцкий канал броненосцы протиснуться без разгрузки не могли. Покуда шли, пал Порт-Артур, Первая Тихоокеанская эскадра упокоилась на дне, и смысла продолжать движение, в общем-то, не стало: первая эскадра была и по корабельному составу, и по выучке намного сильнее второй. Но в стране разгоралась революция, и в такой ситуации признать поражение без боя казалось правительству равносильным подливанию масла в огонь. Проигнорировав голос здравого смысла, Рожественскому, суда которого 2,5 месяца простояли на Мадагаскаре, приказано было идти во Владивосток. Присоединив по пути несколько кораблей, которые эскадру более ослабили, нежели усилили, армада неуклонно двинулась к Корейскому проливу.
Уже в самом преддверии сражения 13 мая командующий пытался наладить совместное боевое маневрирование. Увы, того, что достигается месяцами упорных тренировок, за один день достичь невозможно, что и стало со всей очевидностью ясно Рожественскому. Разочарование и неверие в возможность осуществления каких-то сложных маневров вверенными ему силами заставило адмирала отказаться от подробных предбоевых инструкций, ограничившись предписанием о передаче командования в случае выбытия флагманов, и лаконичным "курс NO 23". Чтоб уж точно – никто ничего не напутал.
В таком состоянии эскадра подходила к конечной точке своего пути – острову Цусима, где ее поджидали корабли адмирала Того. 14 мая (27 мая по старому стилю) им предстоит встреча, которую японцы жаждали, а русские предпочли бы избежать…
Часть II. "Из всех труб били огненные факелы"...
Часть III. "Крейсера зарываются носом"
Часть IV. Адмирал требовал крови механика "Авроры"
Часть V. Порт-артурская эпопея "Дианы" и "Паллады"
Часть VI. "Аврора": путь к Цусиме
Часть VII. Цусимская катастрофа
Часть VIII. Конец отряда Энквиста
Часть X. Экипажи на грани бунта
Часть XI. Крейсера возвращаются на Балтику
Часть XII. Безнадежно устаревшие
Часть XIV. Хромые утки Балтийского флота
Часть XV. Смерть капитана Никольского
Часть XVI. Выстрел, которого не было
Часть XVII. Последние дни "Дианы"
Часть XIX. Неисправимо дурное поведение
Часть XX. Последний бой крейсера "Аврора"
Часть XXI. Как "Аврора" была "Варягом"
Продолжение следует