Найти тему
Zames Media

Не просто оперетта

Оглавление
Здание Свердловского театра музыкальной комедии.
Здание Свердловского театра музыкальной комедии.

Екатеринбург занял третью строчку в рейтинге лучших направлений путешествий для туристов-театралов, уступив первые две строчки лишь столичным театрам Москвы и Петербурга.Текст

Культурная и театральная жизнь Екатеринбурга весьма разнообразна и привлекательна для ценителей искусства со всей России. Туристы и жители города охотно посещают постановки в Екатеринбургском театре оперы и балета, Свердловском театре музыкальной комедии, филармонии, Свердловском академическом театре, Уральском театре эстрады, Камерном театре, Екатеринбургском театре кукол.

Самый призовой театр

Одним из самых любимых театров города является Свердловский театр академический музыкальной комедии. В 2019 году он обошел Екатеринбургский оперный театр по количеству призов вручаемых на ежегодной театральной премии «Золотая маска». А также попал в лонг-лист единственной независимой международной премии зрительских симпатий «Звезда театрала»: в номинации «Лучший музыкальный спектакль» оказалась постановка «Моцарт vs Сальери», которая борется за лидерство с Большим и Мариинским театрами. Актёр театра музкомедии Игорь Ладейщиков отмечен за роль Казановы в одноименной постановке. Его соперниками стали известные российские актеры — Алексей Гуськов, Владимир Машков, Максим Аверин. Ежегодно международную премию вручают политики, звёзды и спортсмены. Итоги подведут уже в сентябре.

У Свердловского театра музкомедии в копилке 18 «Золотых Масок» и множество других наград.

Зрительный зал театра рассчитан на 640 мест имеет два уровня. На первом расположен партер, поделенный проходами на четыре зоны, на втором — 8 лож, бельэтаж и балкон.

Театр настолько любим зрителями, что билеты приходится покупать за месяцы вперед. Кроме того, в музыкальном театре один из лучших концертных залов.

Труппа театра покоряет зрителя артистизмом, потрясающей энергетикой, искрометностью исполнения, проникновенной игрой, великолепием голосов, живым оркестром, потрясающими костюмами, качественной хореографией и, безусловно, красивыми актерами.

К открытию нового театрального сезона, Театр музкомедии, традиционно, готовит очередную премьеру — шедевр мировой классики, одну из лучших оперетт Имре Кальмана «Сильва». Это триумфальное возвращение на сцену Свердловской музкомедии. Премьера спектакля состоится в новом уже этой осенью.

Свердловский академический театр музыкальной комедии – это один из брендов Екатеринбурга. Сейчас он имеет два зала: большой — историческая сцена, и новая — малая сцена. Классические спектакли идут на старой сцене, в историческом здании театра.

Основная (старая) сцена Свердловской музкомедии – историческая театральная площадка, открытая в 1934 году, когда коллектив обрел собственный дом по адресу проспект Ленина, 47. Эта сцена помнит легенды «Табачного капитана», «Черного дракона», «Беспечного гражданина».

Новая сцена театра открылась в 2012 году в здании бывшего кинотеатра «Совкино». Задуманная как современная площадка для творческих экспериментов, камерных спектаклей и концертных программ. Это маленький и уютный «театр в театре» с роскошными интерьерами и эксклюзивным репертуаром.

Зрительный зал рассчитан на 160 мест, его особенность – устройство партера по принципу «кабаре», в виде десяти отдельных лож по пять мест в каждой.

В Хрустальном зале вместимостью до 150 гостей, предлагают «музыку класса люкс», дополненную панорамой вечернего Екатеринбурга и изысканным видом единственного в городе прозрачного рояля Seiler.
Прозрачный рояль Seiler.
Прозрачный рояль Seiler.

Самобытный стиль и облик новой сцены – это и её репертуар. Камерные спектакли, большие концертные программы, театрализованные музыкальные представления и вечера формата «от всей души» — здесь театр экспериментирует с жанрами и формами, здесь знакомые и любимые артисты и музыканты предстают в совершенно новом свете. Также тут можно посмотреть моно-спектакли.

Рок-опера «Орфей и Эвридика» (автор либретто Юрий Дмитриев), особо полюбившийся зрителю и получившая четыре «Золотые маски», культовый спектакль был показан в конце декабря прошлого года.

С невероятным успехом впервые представленная в 1975 г. зонг-опера Александра Журбина «Орфей и Эвридика» (такое определение тогда заменяло запретное слово «рок», отсылая к идейно близкому театру Брехта) стала долгожданным прорывом к музыке, идеям и образам, которые с начала 1960-х сотрясали мир. Увлечение ценностями новой молодежной культуры, породившей рок-музыку и первую крупную её форму — рок-оперу «Иисуса Христос – суперзвезда», было завуалировано авторами обращением к античному мифу. Была и некоторая доля назидательности: в либретто Димитрина основной конфликт спровоцирован «головокружением от успехов» Орфея, променявшего любимую на дешевую популярность.

Ещё один мюзикл «Екатерина Великая», созданный драматургами Михаилом Рощиным и Александром Анно на основе самых ярких страниц жизни российской императрицы, в мае 2019 года с овациями был встречен публикой Берлина, в Театре на площади Потсдамер-платц, который ежегодно принимает международный Берлинский кинофестиваль. Мюзикл был представлен в рамках масштабного культурного проекта «Русские сезоны» в Германии.

 «Екатерина Великая» на Потсдамер-платц.
«Екатерина Великая» на Потсдамер-платц.

Впервые проект «Русские сезоны» был реализован в 2017 году в Японии. В 2018 году фестиваль проходил в Италии. Как говорил руководитель фестиваля Алексей Лебедев, за эти два года мероприятия в его рамках посетили девять миллионов человек.

В текущем году «Русские сезоны» проходили в Германии, в следующем будут организованы во Франции.

Спектакли и мюзиклы «Веселая вдова», «Моцарт vs Сальери», «Красная шапочка & Cерый волк», «Декабристы», «Казанова», «Летучая мышь», концерты ансамбля «Изумруд» — это лишь немногое из репертуара театра.

Начинали с колышка

Свердловский государственный академический театр музыкальной комедии размещается в здании, первоначально построенном в стиле модерн в 1915 году по проекту архитектора К. Т. Бабыкина. Это строение было предназначено для Коммерческого собрания, в нём имелись игральные залы, бильярдная, столовая, буфет и большой зрительный зал. Уже тогда в здании действовала небольшая оперная труппа. После революции 1917 года здание отреставрировали.

7 ноября 1920 года в нём открылся Дом Октябрьской революции — место собраний, лекций и отчетов руководителей города и постановок самодеятельности. Непродолжительное время здание занимали Театр рабочей молодёжи (ТРАМ) и клуб строителей.

В 1933 году городские власти приняли решение о создании в Свердловске театра оперетты, и самым подходящим для этого зданием стало бывшее Коммерческое собрание. Театр был открыт по инициативе секретаря Уральского обкома партии Ивана Кабакова. Основателем и первым директором театра стал молодой актёр Свердловского драмтеатра, приглашенный туда В. К. Татищевым, Леонид Луккер, на момент создания театра ему было всего 28 лет.

 Театр музыкальной комедии в советский период.
Театр музыкальной комедии в советский период.

Первый секретарь нарисовал перед ним картину грандиозного будущего столицы Урала и, сделав акцент на культурной жизни Свердловска, сказал: «У нас есть уже театры, но этого мало. Нужна ещё оперетта. Нужен руководитель. Учти, ничего нет. Ни людей, ни здания. Есть только необходимость. Начинать надо с колышка... Возьмешься?». Решения партии, как известно, выполнялись без рассуждений и промедлений. С этого момента Леонид Луккер стал директором и художественным руководителем несуществующего пока театра оперетты.

После недолгих поисков было найдено здание для будущего театра — на углу проспекта Ленина и улицы К. Либкнехта, но оно требовало серьезной реконструкции, времени на которую не было. Узнав, что драматический театр на два месяца выезжает на гастроли, Луккер, на свой страх и риск, заключил договор на аренду здания драмтеатра.

Параллельно с реконструкцией своего здания нужно было создавать труппу. В условиях того, что актеров оперетты на Урале не было, коллектив был создан из гастрольной труппы с Украины, которая числилась за Смоленским управлением зрелищных предприятий, ленинградских актёров, а также выпускников Московского хореографического училища, которых привлек к работе приехавший ставить премьеру хореограф Виктор Цаплин.

Театр открылся 8 июля 1933 года спектаклем «Роз-Мари» Р. Фримля и Г. Стотгарта в постановке режиссёра Ленинградского театра музыкальной комедии Алексея Феона.

Помимо воплощения классики, на протяжении всей своей истории театр осваивал современный репертуар: «Сотый тигр» Б. Александрова (1938), «Табачный капитан» В. Щербачёва (1944), «Бронзовый бюст» (1945) и «Акулина» И. Ковнера (1948), «Марк Береговик» К. Кацман (1955), «Анютины глазки» Ю. Милютина (1964), «Беспечный гражданин» (1987) и «Кошмарные сновидения Херсонской губернии» (1988) А. Затина.

За усилия по продвижению новых произведений в жанре музыкальной комедии театр получил репутацию лаборатории советской оперетты. В своей новейшей истории театр также не раз решался на мировые премьеры оперетт и мюзиклов российских авторов.