– Что вы всё пишете?
– Описываю предметы, ощущения. Людей. Я теперь каждый день пишу, надеясь спасти их от забвения.
– Мир Божий слишком велик, чтобы рассчитывать здесь на успех.
– Знаете, если каждый опишет свою, пусть небольшую, частицу этого мира… Хотя почему, собственно, небольшую? Всегда ведь найдется тот, чей обзор достаточно широк.
– Например?
– Например, авиатор.
Так начинается роман Евгения Водолазкина "Авиатор".
После "Лавра" я решила в обязательном порядке прочитать еще пару-тройку романов Водолазкина, чтобы сформировать полноценное мнение о стиле, мыслях, языке автора.
Похож ли "Авиатор" на "Лавра"? Скорее нет, чем да.
Хорошо ли это? Скорее да, чем нет.
Какого это - оказаться в будущем? На эту тему фантазировали множество писателей, но каждый раз выходило слишком закручено. Здесь же история об "авиаторе", о ровеснике века, который, очнувшись на больничной койке на стыке XX и XXI веков, не может вспомнить, кто он и откуда, сколько ему лет и как его зовут. Собирая по крупицам обрывки памяти, он заново ощущает всё, что ему пришлось пережить во время становления коммунизм в России.
Отпечаток истории у Водолазкина присутствует везде. Даже не отпечаток, а отпечатище, я бы сказала. «Авиатор» не исключение. Одна привязанная на веревку к поясу и спрятанная в штанину колбаса товарища Воронина чего только стоит. И таких мелких, но знаковых атрибутов советского времени очень много: будут и агитация, и доносы, и Соловки, и опыты над людьми. В целом, эпоха перелома передана ювелирно - и это не только относительно к качеству, но и количеству и уместности фактов о жизни после революции.
Уже не столь новый стиль повествования в виде дневника очень разбавляет уместный ввод дополнительных авторов: в какой-то момент дневник начинают вести сразу три героя книги. Благодаря этому можно посмотреть на ситуации разными глазами, так сказать, пережить эмоции трижды и каждый раз по-разному.
С концовкой нестандартно, но на любителя. Я, например, до того ждала развязки, что не стесняясь дочитывала книгу на ходу по пути на девичник к подруге, которая, собственно в этот момент шла рядом. И, конечно, выразить своё негодование кроме как воплем «КАК КОНЕЦ? А ДАЛЬШЕ ТО ЧТО, ДАЛЬШЕ ?», я не могла.
Окончание на подумать, додумать и я бы даже сказала придумать дальнейшую судьбу персонажа. Многим читателям нравится, но я такие фортеля не люблю. Люблю досказанность. Не по причине тугоумства, а по причине особого отношения к авторским концовкам. Но и такие концовки имеют место быть и увенчивать хорошие романы.
В целом, книга неплохая, взять с собой в самолёт или на отдых - самое то, но ожидать, что потревожит так же, как тот же «Лавр», не стоит.