Дом в Малом Гнездниковском переулке, 7 в Москве, расположенный на стрелке с Большим Гнездниковским переулком, притягивает взгляд своим прекрасным эклектическим декором.
Но не только это делает его необычным, но и несколько странное скульптурное изваяние на фронтоне: рабочий с факелом и молотом в руках, лепнина из зданий фабрик и заводов, сельскохозяйственные агрегаты и все это переплетено импровизированной … кинопленкой. Чтобы это значило?
История дома
Начнем, пожалуй, с XVIII столетия, когда на нынешней территории находились владения представителя московского купечества некоего Кондикова.
В начале XIX-го домовладение находилось в собственности отпрысков графа Федора Григорьевича Орлова – одного из братьев, в свое время сыгравших главную роль в деле возведения на царство императрицы Екатерины Великой.
В 1880-м году владение выкупает Георгий Мартынович Лианозов – крупный промышленник, благотворитель, важный общественник и политический деятель.
Практически сразу он решает реконструировать имевшийся здесь двухэтажный особняк, для чего приглашает зодчего Ивана Павловича Херодинова. В результате, дом получил новый фасад, а с двух сторон к нему пристроили дополнительные объемы.
Незадолго до революции особняк в Малом Гнездниковском снял некий Жак(?) Чибрарио де Годен – представитель некой кинокомпании «Транс-Атлантик». Этот ушлый предприниматель уже в 1918-м, при Советах, провернет великую аферу.
Молодая республика, следуя лозунгу пролетарского вождя, что «… из всех искусств важнейшим для нас является кино …», заключило с де Годеном договор концессии, по которому он обязался доставить из США кинематографическое оборудование и материалы. Поручителем стала дипломатическая служба Соединенных Штатов.
Деньги предусматривались немалые – 17 миллионов золотых рублей. Чибрарио де Годен взял аванс в 220 000 и был таков, уехав за границу. Пропали и остальные деньги, переведенные за рубеж.
«Афера Чибрарио» аукнулась московскому киношному комитету, который еще долго не получал государственной финансовой поддержки из-за «потери бдительности».
Отметим, что за ходом следствия следил сам Владимир Ильич Ленин, а английское BBC даже выпустило игровую кинокартину «Спасибо, товарищи!», настолько громким был резонанс этого дела у нас и за рубежом.
Интересно, что с кинематографом был связан и сын последнего хозяина – Степан Георгиевич Лианозов, хотя главным семейным бизнесом являлось «черное золото».
Так, в конце 1916 года он стал одним из акционеров известного в те годы кинематографического АО «Биофильм», в котором владел порядка 12,5% акций. И хотя он по праву мог войти в состав совета директоров, но активно заниматься развитием «русского синематогрофа» не стал, оставаясь только инвестором. Дел хватало и без этого!
Правда, Степан Георгиевич вел какие-то переговоры о финансировании «Биофильмом» открытия новых синематографов по всей России с инициативной группой, в которую входили … Федор Иванович Шаляпин и актриса, гражданская жена Максима Горького Мария Федоровна Андреева, о чем последняя и написала в одном из писем «пролетарскому» писателю. Задуманное, увы, не свершилось.
«Колыбель советской киноиндустрии»
С 1918 года бывший особняк Лианозова занял кинофотоотдел при Наркомате просвещения, затем его сменила организация «Совкино» и далее Министерство по кинематографии СССР.
В 1925 году здание реконструировали, после чего оно получило два дополнительных этажа и необычную скульптурную композицию на фронтоне, о которой говорилось в самом начале статьи. Возможно, она символизировала собой лозунг, что «искусство в стране принадлежит народу», а не только интеллигенции.
Интересно было узнать, что именно в этом доме в 1934-м году дали «зеленый свет» музыкальному комедийному фильму «Веселые ребята» Григория Васильевича Александрова.
Дело в том, что чиновники сразу определили его как подражательство американцам и их мюзиклам, и «зарубили» прокат.
Счастье режиссера, что фильм понравился тогдашнему руководителю советского кинематографа Борису Захаровичу Шумяцкому, который пригласил на кинопросмотр Максима Горького, а тот уже в восторженных красках рассказал о картине Сталину.
«Вождь народов» лично прибыл в этот дом (своего кинозала в Кремле тогда еще не было) и остался доволен фильмом, особо отметив прекрасную игру Любови Орловой. Судьба фильма была решена положительно, а о популярности «Веселых ребят» можно и не говорить!
Сегодня дом №7 в Малом Гнездниковском переулке занимает Министерство культуры РФ.
Чтобы не пропускать самую интересную информацию о Москве, обязательно ПОДПИШИТЕСЬ НА КАНАЛ