Сегодня основательница знаменитого театра танца «Амрита» Ивонна Янкелович проживает в Израиле, куда уехала из родной Риги еще 6 лет назад. До этого она более 10 лет проводила в Латвии международный артистический фестиваль-конкурс «Балтийские таланты», который после 2013 года трансформировался в «Балтийско-Израильские таланты».
Каждый год она приезжает в латвийскую столицу в апреле-мае, чтобы провести очередные полуфиналы. Они проходят в рижском Доме Москвы и на круизных кораблях Romantika и Isabelle. Последние ходят по маршруту "Рига - Стокгольм - Рига".
А в ноябре-декабре на берегу озера Кинерет в курортном городе Тверия, в котором Ивонна Янкелович сегодня живет, она устраивает финалы, на которые приезжают лучшие участники, а также многочисленные гости из Латвии и других стран.
Мечтала о музыке
- Как вы стали танцевать?
- Когда мне было 7 лет, я стала мечтать о скрипке. До сих пор люблю этот инструмент. Но скрипку не веселую и игристую, как в еврейских песнях, а плачущую или мечтательную, романтичную и необъятную по своему звучанию, как море.
Фортепьяно мне тоже очень хотелось одолеть. Но папа внушительно сообщил, что если я буду играть на скрипке или фортепьяно, то когда вырасту, стану маленькой и толстой. А если буду заниматься фигурным катанием или художественной гимнастикой, то вырасту высокой и стройной.
Я отдала предпочтение художественной гимнастике, так как занятия предполагались не на холодном льду и не в тяжелых коньках, а в теплом зале и с музыкой. Занималась целых 10 лет. Но достигнула только звания “Кандидат в мастера спорта”, поскольку сломала спину.
Два долгих месяца пролежала в Рижской травматологической больнице на животе. Хирург категорически запретил наклоняться в любую сторону. Сказал, что лучше мне и впредь ходить «прямой, как доска». Тогда я пошла в тренировочный зал.
От дикой боли слезы буквально “выстреливали” из глаз. Но я продолжала заниматься, и постепенно спина восстановилась. Я выполняла упражнения для спины, которые мне... приснились. И до сих пор предлагаю их тем, кто страдает от болей в спине.
Могла стать ученой
- Где вы учились?
- После школы собралась в Рижский политех на архитектурный факультет. Но набор был только на латышском языке. Поэтому я поступила в Институт физкультуры и спорта.
Мой тренер по художественной гимнастике Красовская всегда говорила, что я тоже родилась тренером, так как удачно ей помогала, когда она просила.
Во время учебы я даже занималась научной работой на тему дыхания: “Потребление кислорода спортсменами различной специализации до нагрузки и после их восстановления”.
Получила призовое место на республиканском конкурсе студенческих научных работ в разряде “Физиология”. Мой руководитель, профессор Березман, предлагал остаться после института в проблемной лаборатории, но я предпочла движение сидячему образу жизни.
Вся жизнь для меня - борьба, несмотря на то, что я родилась мечтательной и наивной. В 17 лет, слушая музыку на магнитофоне, я мысленно летала и танцевала. Уже тогда я мечтала о том, что у меня будет собственная танцевальная группа.
Однако свою трудовую деятельность начала завучем детско-спортивной школы при заводе РЭЗ. Через полтора года, не выдержав монотонности и бумажной волокиты, организовала группы здоровья для женщин, а также группы художественной гимнастики для девочек.
Потом мне надоело обучать тому, что кто-то написал, и я начала ставить танцы, которые сама придумала.
Центровая рижанка
- Где вы жили?
- На улице Свердлова в доме под номером 13. Сейчас в нем построили отель. Училась на той же улице, в 13-й рижской школе. Помню, как меня поначалу бил чуть ли не весь класс.
Это продолжалось в течение нескольких недель, пока я не набросилась с кулаками и ногтями на одного мальчика, ударившего меня портфелем по голове. После чего все меня сразу же зауважали.
Хороший урок
То есть пока я была нежной и мечтательной, меня считали жертвой, а когда стала сильной, меня признали. Это был хороший урок.
И потом всю свою творческую жизнь в театре танца “Амрита» я доказывала, что добро должно быть сильным. Но при этом сила должна быть доброй.
Отмечу, что в детском возрасте я была предводительницей команды тимуровцев. Мы помогали пенсионерам носить продукты из магазина домой, переходить дорогу и пр. До сих пор очень люблю работать с пожилыми людьми.
Но уже не ношу продукты и не перевожу через дорогу, а заставляю как следует физически потрудиться. То есть сейчас я их вовсе не жалею, а стараюсь максимально «оживить», обучая танцам и аэробике. Все время приходится объяснять возрастным ученицам, насколько это важно.
Отдала почти 30 лет
- Как я понимаю, «Амрита» уже в прошлом?
- Увы. Я отработала в ней почти 30 лет, обучая и детей, и подростков, и взрослых. Раньше думала, что люди могут меня предать, но “Амрита” меня никогда не предаст. Так получилось, что я сама ее предала.
А все потому, что театр танца не терпит соперника. Он должен владеть своей хозяйкой единолично. Да, иногда у меня были увлечения, но театр мне их прощал, потому что знал, что они будут недолгими.
Но тут я встретила своего будущего супруга-голландца Мартейна и очень сильно его полюбила. Даже сильнее, чем “Амриту”.
И театр начал страдать. Я все чаще стала его бросать, разъезжая с мужем на машине по разным странам. Театр мне этого не простил и начал постепенно разваливаться.
Поближе к маме
- Но разве нельзя было совмещать?
- Вы знаете, после 8 счастливых лет супружеской жизни муж сильно заболел и через два года умер. Последние полгода я провела с ним в больнице в Амстердаме.
А в итоге окончательно потеряла и своего любимого, и театр... Тогда я решила бежать от своего несчастья в Израиль к маме. Теплая страна обещала согреть.
В Израиле живет и мой брат Артур с семьей. Через год, закончив все приготовления, я уехала из родного города, которым когда-то так дорожила. Уехала, по сути, в неизвестность. К своему удивлению, в Израиле я увидела очень красивую, поистине сказочную страну. У меня началась совершенно новая жизнь, - отметила Ивонна Янкелович.
Фото из архива.
Читайте начало беседы здесь:
Экс-рижанка Ивонна Янкелович о жизни в Израиле