Художественный трагико-комедийный фильм Карена Шахназарова «Курьер» рассказывает нам историю простого советского парня Ивана в эпоху перестройки в середине 80-х годов 20 века. Этот фильм стал своеобразным слепком прошлого, из которого мы, современные зрители, сможем многое подчерпнуть и узнать о жизни и быте советских людей в те годы, когда в нашем обществе начали проявляться глобальные изменения, связанные с реформами государственного устройства.
В начале фильма мы знакомимся с главным героем и его жизненной ситуацией. Иван живет с мамой, отец бросил семью ради другой женщины. Иван после окончания школы не смог поступить в институт и попал на должность курьера в серьёзное издательство. Работа курьером помогает глубже раскрыть характер героя, показать нам особенности перестроечной жизни и советских людей, которые приспосабливаются к новым социальным условиям.
Мы видим, как начинает расползаться пространство когда-то великого и могучего Советского государства, казавшегося незыблемым. Многие люди, особенно старшего поколения, оказываются в подвешенном состоянии, не зная, что их ждет в будущем.
В середине 80-х начали смешиваться социальные и нравственные ориентиры в советском обществе, заставляя людей пересматривать свои жизненные приоритеты в соответствии с новыми реалиями, среди которых потребительское отношение к жизни, новая мода, стиль поведения, манера общения и другие ценности, отличающиеся от традиционных советских представлений предшествующей эпохи.
Иван, как типичный представитель молодежи в то время, пытается найти себе место под солнцем на фоне глобальных и эпохальных перемен.Мы видим, как меняется общество, его интересы. Сама работа, как таковая не слишком интересует Ивана, ему больше нравится общаться со своим приятелем Базиным, он интересуется новым видом молодежного искусства – брейк-дансом, который начал захватывать «продвинутых» молодых людей, или катанием на скейтборде. Интересно, что показанный в фильме сцены с брейк-дансом стали одними из первых в советском кинематографе.
Жизненным принципом Ивана стало желание добиться материального благополучия, но он не готов ради этого упорно работать, предпочитая вовсе ничего не иметь, но не трудиться. Это становится причиной серьезного конфликта между Иваном и профессором Кузнецовым, который, представляя старшее поколение, еще живет в духе принципов советской идеологии, гласящей что только честным и упорным трудом можно добиться успеха в жизни. В этом проявляется основное отличие нового мировоззрения в советском обществе в годы перестройки от идеологических установок прошлого.
Возлюбленная Ивана из интеллигентной семьи Катя, студентка филфака МГК также демонстрирует безыдейность своего мировоззрения, что ярко иллюстрируется ее словами ««Я мечтаю быть очень красивой, чтобы нравиться всем мужчинам. И еще, еще я хочу ехать в красивой спортивной машине, чтобы на мне был длинный алый шарф, а на сиденье рядом магнитофон и маленькая собачка. Это честно». То, что было идеалом для девушек советской эпохи прошлых лет, претерпело серьезные изменения, став типичной характеристикой молодежи эпохи перестройки.
Благодаря этому фильму можно узнать многое о прошлом нашей страны в сложное время социальных и политических перемен. Поведение героев картины в разных ситуациях демонстрирует нам, как постепенно началось брожение среди советских людей, которое в итоге привело позже к формированию нового поколения россиян.
Спасибо, что дочитали статью до конца!
Если хотите больше узнать о мире кино и сериалов, то подписывайтесь на канал, ставьте лайк и делайте репост в соцсети!