С вами Ольга, логопед и многомама, которая учила читать с 4 лет свою старшую дочь, и не учила - остальных. Именно старшая пошла в школу, читать не умея, а остальные - как-то научились сами до школы. Как - не помню 😆
Не учить читать и писать, а как же школа? Вспоминаем про сензитивные периоды на моем канале - почему не учить, учить.
С пяти - шести лет - сензитивный период усвоения знаковых систем. Знаковые системы - это как раз буквы и цифры. Пятиминутка просвещения для новых читателей канала - сенситивный период это период, в который какая-либо функция осваивается максимально легко и быстро. А вне этого периода эта же функция осваивается долго и трудно, или не может быть освоена вообще.
Так вот, сенситивный период для усвоения знаковых систем, то есть для готовности к изучению цифр и букв, обучению чтению. С пяти - часть детей. С шести - все.
Фишка в том, что если до шести лет не учить читать и считать, вы можете с изумлением обнаружить, что в шесть он у вас сам читает и считает! Откуда? А ниоткуда 😁 Сензитивный период. Взял и впитал. Из воздуха. Как до этого впитывал вашу речь - вы же его не учили слова выговаривать.
А если к шести не читает и не считает - начинайте учить. За пару месяцев научите. А с трёх лет бы три года учили. И научили бы - в те же шесть.
Если в шесть лет буквы и цифры не запоминаются - бегите к специалисту. Прямо бегите. В этом возрасте должен обучаться очень быстро . Если не быстро - точно есть проблема.
А чем же заниматься до пяти лет? Для родителей часто темный лес все, что не буква, не цифра и не квадрат. Что, ничему не учить что ли? Ооо, сейчас я вам расскажууу, жизни не хватит изучать 😆
Что важно до пяти лет, что мы часто упускаем? Если мыслить школьными дисциплинами - окружающий мир. Возьмите атлас-определитель Плешакова "От земли до неба", по которому дети работают в первом классе, и ознакомьтесь. Сами узнаете много нового 😁 Я, например, до 30 лет понятия не имела, что вон тот или синенький цветочек - не василёк, а вовсе цикорий. Тот самый, сто я пью по утрам 😆
А ваш ребенок, скорее всего, не знает вообще ничего. А ведь там - самые элементарные сведения, общеизвестные растения, птицы, животные... Не знаем ничего о мире, в котором живём, не знают наши дети. А ведь возраст до пяти лет - самый благодатный для усвоения именно этих знаний!
Расширение словарного запаса, овладеванию обобщающими понятиями - животные, птицы, цветы, грибы... Вся логопедия! Вперёд, в поле, в лес, в парк. С атласом в обнимку. Изучать!
Сензитивный период для развития речи, накопления лексики. Ребенок, как Адам в Эдемском саду, даёт названия всему, что его окружает, мгновенно усваивает, намертво запоминает. Вот и идите с ним в поле, собирайте букеты из трав и цветов, проводите совместное мини-исследование, находите информацию об этих растениях, составляйте композиции и гербарии... Изучайте животных в зоопарке. Рыбок в море. Овощи в огороде. Виды мебели и посуды. Предметы для рукоделия и столярные инструменты. Разберите старый ноутбук и покажите материнскую плату. И просто - все время разговаривайте, не отмахивайтесь от бесконечных "почему" .
Вам достаточно? Или ещё идей? Сейчас все будет 😆
С предметами разобрались, переходим в мир эмоций и отношений. Это ребенок тоже готов усвоить в самом раннем возрасте. Разговариваем о чувствах, читаем книги, смотрим фильмы, ходим на спектакли. И создаём игровую среду. Понятие - эмоциональный интеллект - слышали? Сейчас модно стало делать развивашки, развивающие именно этот самый интеллект. Маркетологи чуют спрос. Все уже про эмоциональный интеллект что-то слышали, никто не понимает, что это, но надо развивать 😆 Вот и развивайте. До пяти - сензитивный период. И за это не обязательно платить деньги. А вот он страдает сейчас он действительно, практически у всех детей.
Потому что вместо игры и питающих эмоции и чувства впечатлений, произведений литературы и искусства, мы им знаковые системы подсовываем, да мертвые сенсорные эталоны.
Мама запускает с ребенком воздушного змея. Змей дрожит, трепещет, рвется ввысь, стремится к полету, он яркий, стремительный, мятежный просит бури и вот это вот все... Скажи это ребенку! Почувствуй сама красоту этого змея, мощь стихии! Обогати лексику ребенка словами "стремительный", "мятежный"... Как вы думаете, что говорит мама ребенку? Вася, смотри! Ррррромб! Это ррррромб! Как будто больше сказать о змее нечего...
Итак, сухой остаток, чем лучше заниматься с дошколятами. Развивать эмоциональный интеллект - театрализованная деятельность, чтение народных сказок, их инсценирование, сюжетно-ролевая игра - по сути та же театрализованная деятельность .
Творчество - лепка, рисование, аппликация, а также ручной труд. Важно - творческая деятельность должна быть нешаблонной. Принадлежности для рисования, например - для ребенка те же игрушки. И только в свободном взаимодействии с ними он сгенерирует действительно свое, а не навязанное взрослым.
Поэтому - дали краски, глину, пластилин, и сели рядом рисовать и лепить. И ни слова ребенку. Никаких инструкций без его просьбы. Дать намяться, намалеваться, наиграться, напробоваться. Смешать все цвета пластилина в один. Утыкать глину зубочистками. Закрасить весь лист одним цветом. Ребенок так развивается и познает. Свойства цвета, характеристики материала. Развивает воображение - это для нас коричневое непойми что, а для ребенка тут битва драконов была. Познает - будет готов двигаться дальше. И спросит вас, как слепить черепашку. Тогда и покажете.
Как вам статья? Лично я считаю, что именно эта - прямо обязательна к прочтению всем родителям дошколят. Поэтому жмите "поделиться", исключительно пользы для 😊