Рассказывает Анна Овсянникова, мама четверых детей:
Порядок — это не только аккуратные стопки одежды и чистый пол, это история про ответственность, доверие и границы. Особенно — если у вас большая семья и несколько детей-подростков.
Хочу поделиться правилами, которые помогают мне переводить состояние всеобщего хаоса в комфортное и само собой поддерживающееся состояние порядка.
Для меня порядок — это что-то абстрактное и недостижимое, как горшочек с золотом на другом конце радуги (говорят, именно там прячут свои сокровища ирландские лепреконы). Чем ближе к идеалу, тем быстрее он отдаляется.
И дело не в том, что я не люблю уборку, хотя это, увы, правда. А в том, что вместе со мной живут месячный ребёнок и три подростка от 12 до 18 лет, которые любую просьбу убраться воспринимают как попытку ворваться в их личное время и пространство и оторвать от очень важных дел. В том, что дети такие самостоятельные, есть большой плюс: они много чего умеют и могут здорово помочь. Но есть и минус: они вечно заняты и у каждого очень своё мнение о том, что нужно делать, что не нужно и что такое идеальный порядок.
Какой порядок вам ближе
Мне не сразу удалось понять, что я на самом деле хочу видеть у себя дома. И когда я с этим разобралась, стало проще объяснять детям, чего я жду от них.
Минимализм и расхламление родом из Японии.
Проще всего об этом почитать в книге Мари Кондо Магическая уборка
У всех своё представление о порядке. Одна крайность — минимализм, когда в доме почти нет вещей, только самое необходимое, и всё устроено так, чтобы тратить на уборку минимум времени. Другая — когда вещей много, некоторые из них — только для красоты, но хозяева заботятся о них, у каждой вещи есть место, всё чисто и аккуратно. Например, у моей бабушки полированные поверхности советских шкафов и тумб украшали кружевные салфетки и фарфоровые фигурки.
Сама я всегда с тоской смотрела на последователей Мари Кондо, японского консультанта по наведению порядка. У них на полках ни пылинки, ничего нигде не валяется, то, что не используется, сразу выкидывается или продаётся. Идеально же. Но как-то такая идеальная подруга пришла ко мне в гости. «Как у тебя естественно разбросаны детские игрушки! — воскликнула она с завистью. — Я пыталась сделать так же, но получается ненатурально!» А мне-то казалось, что игрушки аккуратно стоят рядком на книжной полке.
Смешно, но у меня в тот момент раскрылись глаза: пришлось признать, что минимализм мне не близок и нравится в чужих домах, а в моём собственном — нет. Я сентиментальна: ем из бабушкиных тарелок, не выкидываю старые фотографии и милые сердцу бумажки, вешаю на стены открытки из разных городов, храню карнавальный костюм пчёлки, который связала для дочки на первый Новый год. И не хочу от этого избавляться. Дом без вещей и безделушек кажется мне неуютным и нежилым.
Я — где-то посередине между двумя крайностями, и в этом дети меня поддерживают: они выросли вместе со мной и привыкли хранить вещи-воспоминания. И даже согласны тратить дополнительные усилия на уборку — но не всегда.
Как заставить ребёнка идеально убраться
Сюрприз: несмотря на общий бэкграунд, у каждого из моих детей своё представление об идеальном порядке, и с этим приходится как-то жить. Меня вполне устраивает, если везде чисто, легко найти нужное и убираться просто — понятно, что куда положить.
«Ну чисто же, пыли и грязи нет, — говорит младшая дочь, показывая на заваленный учебниками и бумажками стол, — и я точно знаю, где что лежит». Сын примерно так же рассуждает о белье, сваленном в кучу на диване. Они, конечно же, немножко притворяются и на самом деле представляют, что я понимаю под порядком. Но в любом случае — всем проще, когда есть чёткие критерии.
! Критерии, по которым оцениваю порядок:
- чистый стол: можно поставить ноутбук, и останется место, чтобы делать домашку;
- чистый пол: если приедет робот-пылесос, то ничего не съест и нигде не застрянет;
- порядок с одеждой: всё грязное в грязном, чистое лежит в шкафу и в ящиках, ношеное, но ещё не грязное — на специальной вешалке или полке, чтобы утром в полусонном состоянии можно было быстро одеться и не опоздать в школу.
Все такие штуки нам пришлось обсудить прямо: зачем мы делаем так и почему всем плохо, если этого не делать. Это работает. Только идеального порядка (в моём представлении) не получается. Дети согласны выполнить задачу — но так, как им удобно.
Ребёнок навёл порядок в шкафу — о’кей, но как при этом организовано пространство на полках, что в каких ящиках лежит и как сложены футболки — стопочками, рулончиками или квадратиками — уже совсем не моё дело. Приходится сдерживаться, даже если кажется, что так неудобно и хочется всё переложить. Я могу только аккуратно советовать или предлагать помощь, но, если помощь не нужна, вмешиваться не буду.
Как убедить делать то, что не хочется
Лучше так не делать. Когда ребёнок совсем не хочет «помогать маме», не факт, что он ленив и плохо воспитан. Может быть, ему просто очень не нравится то, что предлагают. Кто-то не любит мусор выносить: на лестнице темно и страшно, а из мусоропровода пахнет не очень. Кто-то — вешать бельё, ведь оно мокрое и противное.
Обычно домашних дел много, а значит, можно найти то, которое не будет вызывать отвращения. А ещё иногда неожиданно получается спихнуть работу, которая вам лично кажется совсем уж отвратительной. У меня есть знакомые дети, которые любят мыть пол, чистить картошку и подбирать пару к одиноким носкам.
В большой семье с распределением задач проще: детей много, предпочтения у всех разные. Так что закрыть все домашние потребности — не проблема. Но как-то у нас случилась история, в которой пришлось серьёзно разбираться.
! Мужская и женская работа по дому
Несколько лет назад мы заметили, что сын с радостью выносит мусор и неохотно делает всё, что связано со стиркой и посудой. Даже чашку за собой убирает после десятой просьбы. Когда я спросила почему, то совершенно не ожидала, что он ответит: «Пфф, ну это же не мужская работа!»
Не очень понятно, почему он так решил — дети ходят в садик, школу, смотрят странные видео и общаются с разными прекрасными людьми. Но это и не важно — главное, что у нас работу так не делят.
Прочитали лекцию: про стереотипы, распределение ролей в обществе, поговорили о мужском и женском. Не уверена, что убедили, но ребёнок понял: оправдание не сработает. А заодно обратил внимание, что папа регулярно моет полы и вкусно готовит.
Как сделать уборку привлекательной
Пока дети маленькие, уборку можно превратить в игру: включить музыку, придумать сюжет и отправиться очищать от пыли и грязи планету Шелезяку и спасать живущих там роботов. Но если предложить это вполне самостоятельному подростку, он, скорее всего, удивится и спросит, не заболели ли вы.
Если ребёнок дорос до подросткового возраста и не полюбил убираться, вряд ли можно в один миг вызвать эту любовь. Ничего страшного: есть и другие стимулы для поддержания порядка. У моих подростков это забота о своей территории и помощь родителям.
Личная территория — святое. На своей полке, столе или в своей комнате можно сделать всё, как хочется, — но придётся за это отвечать и самому заниматься уборкой в тех рамках, о которых договорились. Меня часто спрашивают, когда пора доверять ребёнку что-то делать самому: ходить в школу, в магазин за продуктами, делать уроки, убираться у себя в комнате. Есть простой ответ: когда ребёнок сам этого захочет.
! Как передать детям ответственность за порядок
У детей своя комната, и я постепенно передавала им задачи по уборке: сначала просто убрать игрушки, потом поднять всё с пола, навести порядок на столе, на своих полках, и наконец — самое для них сложное — в шкафу с одеждой. Но примерно раз в неделю всё равно устраивала рейд: заставляла убрать всё, что валяется, и расставляла вещи на полках.
Когда родился четвёртый ребёнок, пришлось признать: я больше не успеваю это делать, — и сообщить детям, что теперь за порядок в комнате они отвечают сами. «Ну наконец-то!» — обрадовались дети и рассказали анекдот, как раньше всё валялось на своих местах, а теперь аккуратно лежит неизвестно где.
С общими делами и пространством сложнее: дети не понимают, что домашние дела занимают много времени. Подумаешь, посуду разобрать — ну пять минут же! И не видят, что большую часть беспорядка производят сами. Пока они это не осознают, договариваться и распределять какие-то обязанности сложно. Поэтому мы в один из выходных вместе посмотрели, какие бытовые дела приходится делать и сколько их. «Надо же, как много мы едим и мусорим», — сказала дочь под вечер, в третий раз разбирая посуду.
Одна знакомая составила список всех-всех-всех дел по дому, и дети сами выбрали, что им больше нравится. Когда человек согласился что-то делать для семьи, уже можно напоминать об обязанностях и благодарить за помощь. Добавлю, что если будете составлять такой список, не забудьте включить в него дела, которые вы не предложите детям, а всё равно будете делать сами. Во-первых, так видно, что вы сами не сачкуете, а делаете много разных неочевидных вещей, например моете мусорное ведро и кафель в ванной. Во-вторых, дети могут вас удивить и захотеть взять на себя какие-то из этих обязанностей.
Даже если ребёнок с младенчества помогает по дому, в какой-то момент у него возникает вопрос: почему я обязан это делать? Кажется, именно тогда можно договариваться, пересматривать, фиксировать — в общем, выходить на новый уровень отношений с детьми.
Правила, которые помогают поддерживать порядок
Правила не очень просто выполняются, но мне действительно помогают — особенно когда кажется, что ничего не работает, и хочется всех поругать, обидеться и всё сделать самой.
1. Найти место.
В детской невозможно навести порядок один раз и потом его поддерживать. Дети растут, у них всё меняется: количество и размер одежды, увлечения и игрушки. Вот несколько лайфхаков, которые помогают не потонуть в море лего и фломастеров:
- Сложить в контейнеры, ящики и коробки всё, что не очень долго сортируется, — конструкторы, игрушки, настольные игры, приспособления для творчества. Хорошо, если коробки прозрачные, если нет — подпишите их.
! Куда клеить ярлыки и стикеры
Куда угодно — это работает. Когда на ящике написано «Носки», уже сложно сказать: упс, я просто не знал, куда их положить. А если на кастрюли приклеить стикеры «Борщ» и «Котлеты», не выйдет пообедать чипсами, потому что не нашёл нормальную еду. Зато иногда открываешь холодильник, а там стикер: «Мой сырок не есть».
Если стикеры часто меняются, удобно хранить их там, где они используются. Например, обычные бумажные стикеры лежат на кухне — в ящике рядом с холодильником.
На ящики с ручками, карандашами, фломастерами и бельём стикеры нужны надолго — можно купить красивые наклейки и подписать вместе с детьми.
- Регулярно разбирать одежду и обувь — убирать то, что сносилось, стало мало или не нравится. Основную одежду мы разбираем раз в месяц, верхнюю — перед сменой сезона.
- Завести каждому ребёнку архив и складывать туда старые тетради, учебники и рисунки — только важные.
- Разбирать все школьные принадлежности в конце четверти: ненужное выкидывать, нужное складывать в архив. Также разбирать архив перед началом учебного года, от всего, что перестало быть важным, избавляться.
- Следить за местами скопления хлама и преобразовывать в дополнительные места хранения.
! Как бороться со скоплениями вещей
Есть места, в которых что-то скапливается. Просто бороться с ними бесполезно — это естественный процесс. Но если не можешь что-то прекратить, нужно это возглавить.
Ребёнок вешает рисунки на стены (обои портятся) — приклеиваем на одну стену пробковое покрытие, втыкаем кнопки и объявляем, что теперь здесь выставка, все рисунки — сюда.
На стуле растёт кучка грязного белья (и никуда не уносится) — ставим рядом вешалку для чистого и красивую корзину для грязного, напоминаем разбирать раз в неделю.
На комоде скапливаются баночки с красками, кисточки и другие рисовальные принадлежности (внутри есть место, но краски часто используются и убирать их в комод неудобно). Ставим на комод несколько прозрачных контейнеров, и — о чудо! — все краски довольно быстро раскладываются по ним.
Одежда перестаёт помещаться в шкаф и больше не исчезает во время разбора — кажется, поменялись приоритеты. Можно перебрать комод с игрушками, лишние раздать, а на их место положить футболки.
2. Выделить время на уборку.
Для задач, которые не нужно делать каждый день, лучше составить чёткое расписание. Например, ковёр в детской нужно пылесосить раз в неделю. Все об этом знают, но не делают, потому что раз в неделю — это не обязательно сегодня, а значит, никогда. Если назначить этой задаче конкретное время — скажем, утром в субботу, когда у детей нет уроков и кружков, а ещё мы сами дома и занимаемся домашними делами, есть шанс, что всё получится.
Задачи, которые делаются каждый день, удачно привязываются к уже существующим алгоритмам. Если уже есть установка «сначала уроки, а потом — всё остальное» (а школьникам иначе сложно), её легко трансформировать в «сначала уроки и разобрать посуду, а потом — ютуб, майнкрафт и всё остальное».
3. Определить ответственность.
Когда ребёнок готов делать что-то сам, можно назначить и постепенно расширять зону ответственности: убрать игрушки, убрать за собой, убрать свою полку, поддерживать порядок у себя, помогать маме с папой. Приготовить праздничный обед на 25 гостей (ну можно же немного помечтать). Главное — обо всём явно, вслух, договариваться.
4. Соблюдать границы.
Ни шагу назад! Если вы один раз сказали: «Больше я у тебя не убираюсь», — а ребёнок подтвердил, то всё, теперь сам. Можно (и нужно) помочь, если попросит, или предложить помощь, если не получается. А вот заходить на чужую территорию и вмешиваться не в своё дело не стоит, иначе получится, что всё понарошку и самостоятельность — только на словах.
5. Не подрывать доверие.
Доверие — главное в отношениях с детьми (и не только). Ребёнок видит, что вы ему доверяете — задачи, территорию, обязанности. Вы верите, что ребёнок сам со всем справится и когда-нибудь уберётся. И тогда в один прекрасный день окажется, что всё работает без вашего участия и напоминаний — само собой, как по волшебству.
P.S.
Пока я писала эту статью, старшие дети три раза разобрали посудомойку, постирали и повесили детские вещи и приготовили ужин.
Источник:
ПИК Медиа
Текст:
Анна Овсянникова
Иллюстрации:
Анастасия Панина