Найти тему
ПИК МЕДИА

Как разобраться с беспорядком, если у вас дети. Один, два или даже больше

Оглавление

Рассказывает Анна Овсянникова, мама четверых детей:

Порядок — это не только аккуратные стопки одежды и чистый пол, это история про ответственность, доверие и границы. Особенно — если у вас большая семья и несколько детей-подростков.

Хочу поделиться правилами, которые помогают мне переводить состояние всеобщего хаоса в комфортное и само собой поддерживающееся состояние порядка.


Для меня порядок — это что-то абстрактное и недостижимое, как горшочек с золотом на другом конце радуги (говорят, именно там прячут свои сокровища ирландские лепреконы). Чем ближе к идеалу, тем быстрее он отдаляется.

И дело не в том, что я не люблю уборку, хотя это, увы, правда. А в том, что вместе со мной живут месячный ребёнок и три подростка от 12 до 18 лет, которые любую просьбу убраться воспринимают как попытку ворваться в их личное время и пространство и оторвать от очень важных дел. В том, что дети такие самостоятельные, есть большой плюс: они много чего умеют и могут здорово помочь. Но есть и минус: они вечно заняты и у каждого очень своё мнение о том, что нужно делать, что не нужно и что такое идеальный порядок.

Какой порядок вам ближе

Мне не сразу удалось понять, что я на самом деле хочу видеть у себя дома. И когда я с этим разобралась, стало проще объяснять детям, чего я жду от них.

Минимализм и расхламление родом из Японии.
Проще всего об этом почитать в книге Мари Кондо
Магическая уборка

У всех своё представление о порядке. Одна крайность — минимализм, когда в доме почти нет вещей, только самое необходимое, и всё устроено так, чтобы тратить на уборку минимум времени. Другая — когда вещей много, некоторые из них — только для красоты, но хозяева заботятся о них, у каждой вещи есть место, всё чисто и аккуратно. Например, у моей бабушки полированные поверхности советских шкафов и тумб украшали кружевные салфетки и фарфоровые фигурки.

Сама я всегда с тоской смотрела на последователей Мари Кондо, японского консультанта по наведению порядка. У них на полках ни пылинки, ничего нигде не валяется, то, что не используется, сразу выкидывается или продаётся. Идеально же. Но как-то такая идеальная подруга пришла ко мне в гости. «Как у тебя естественно разбросаны детские игрушки! — воскликнула она с завистью. — Я пыталась сделать так же, но получается ненатурально!» А мне-то казалось, что игрушки аккуратно стоят рядком на книжной полке.

Смешно, но у меня в тот момент раскрылись глаза: пришлось признать, что минимализм мне не близок и нравится в чужих домах, а в моём собственном — нет. Я сентиментальна: ем из бабушкиных тарелок, не выкидываю старые фотографии и милые сердцу бумажки, вешаю на стены открытки из разных городов, храню карнавальный костюм пчёлки, который связала для дочки на первый Новый год. И не хочу от этого избавляться. Дом без вещей и безделушек кажется мне неуютным и нежилым.

Я — где-то посередине между двумя крайностями, и в этом дети меня поддерживают: они выросли вместе со мной и привыкли хранить вещи-воспоминания. И даже согласны тратить дополнительные усилия на уборку — но не всегда.

Как заставить ребёнка идеально убраться

-2

Сюрприз: несмотря на общий бэкграунд, у каждого из моих детей своё представление об идеальном порядке, и с этим приходится как-то жить. Меня вполне устраивает, если везде чисто, легко найти нужное и убираться просто — понятно, что куда положить.

«Ну чисто же, пыли и грязи нет, — говорит младшая дочь, показывая на заваленный учебниками и бумажками стол, — и я точно знаю, где что лежит». Сын примерно так же рассуждает о белье, сваленном в кучу на диване. Они, конечно же, немножко притворяются и на самом деле представляют, что я понимаю под порядком. Но в любом случае — всем проще, когда есть чёткие критерии.

! Критерии, по которым оцениваю порядок:

  • чистый стол: можно поставить ноутбук, и останется место, чтобы делать домашку;
  • чистый пол: если приедет робот-пылесос, то ничего не съест и нигде не застрянет;
  • порядок с одеждой: всё грязное в грязном, чистое лежит в шкафу и в ящиках, ношеное, но ещё не грязное — на специальной вешалке или полке, чтобы утром в полусонном состоянии можно было быстро одеться и не опоздать в школу.

Все такие штуки нам пришлось обсудить прямо: зачем мы делаем так и почему всем плохо, если этого не делать. Это работает. Только идеального порядка (в моём представлении) не получается. Дети согласны выполнить задачу — но так, как им удобно.

Ребёнок навёл порядок в шкафу — о’кей, но как при этом организовано пространство на полках, что в каких ящиках лежит и как сложены футболки — стопочками, рулончиками или квадратиками — уже совсем не моё дело. Приходится сдерживаться, даже если кажется, что так неудобно и хочется всё переложить. Я могу только аккуратно советовать или предлагать помощь, но, если помощь не нужна, вмешиваться не буду.

Как убедить делать то, что не хочется

-3

Лучше так не делать. Когда ребёнок совсем не хочет «помогать маме», не факт, что он ленив и плохо воспитан. Может быть, ему просто очень не нравится то, что предлагают. Кто-то не любит мусор выносить: на лестнице темно и страшно, а из мусоропровода пахнет не очень. Кто-то — вешать бельё, ведь оно мокрое и противное.

Обычно домашних дел много, а значит, можно найти то, которое не будет вызывать отвращения. А ещё иногда неожиданно получается спихнуть работу, которая вам лично кажется совсем уж отвратительной. У меня есть знакомые дети, которые любят мыть пол, чистить картошку и подбирать пару к одиноким носкам.

В большой семье с распределением задач проще: детей много, предпочтения у всех разные. Так что закрыть все домашние потребности — не проблема. Но как-то у нас случилась история, в которой пришлось серьёзно разбираться.

! Мужская и женская работа по дому

Несколько лет назад мы заметили, что сын с радостью выносит мусор и неохотно делает всё, что связано со стиркой и посудой. Даже чашку за собой убирает после десятой просьбы. Когда я спросила почему, то совершенно не ожидала, что он ответит: «Пфф, ну это же не мужская работа!»

Не очень понятно, почему он так решил — дети ходят в садик, школу, смотрят странные видео и общаются с разными прекрасными людьми. Но это и не важно — главное, что у нас работу так не делят.

Прочитали лекцию: про стереотипы, распределение ролей в обществе, поговорили о мужском и женском. Не уверена, что убедили, но ребёнок понял: оправдание не сработает. А заодно обратил внимание, что папа регулярно моет полы и вкусно готовит.


Как сделать уборку привлекательной

-4

Пока дети маленькие, уборку можно превратить в игру: включить музыку, придумать сюжет и отправиться очищать от пыли и грязи планету Шелезяку и спасать живущих там роботов. Но если предложить это вполне самостоятельному подростку, он, скорее всего, удивится и спросит, не заболели ли вы.

Если ребёнок дорос до подросткового возраста и не полюбил убираться, вряд ли можно в один миг вызвать эту любовь. Ничего страшного: есть и другие стимулы для поддержания порядка. У моих подростков это забота о своей территории и помощь родителям.

Личная территория — святое. На своей полке, столе или в своей комнате можно сделать всё, как хочется, — но придётся за это отвечать и самому заниматься уборкой в тех рамках, о которых договорились. Меня часто спрашивают, когда пора доверять ребёнку что-то делать самому: ходить в школу, в магазин за продуктами, делать уроки, убираться у себя в комнате. Есть простой ответ: когда ребёнок сам этого захочет.

! Как передать детям ответственность за порядок

У детей своя комната, и я постепенно передавала им задачи по уборке: сначала просто убрать игрушки, потом поднять всё с пола, навести порядок на столе, на своих полках, и наконец — самое для них сложное — в шкафу с одеждой. Но примерно раз в неделю всё равно устраивала рейд: заставляла убрать всё, что валяется, и расставляла вещи на полках.

Когда родился четвёртый ребёнок, пришлось признать: я больше не успеваю это делать, — и сообщить детям, что теперь за порядок в комнате они отвечают сами. «Ну наконец-то!» — обрадовались дети и рассказали анекдот, как раньше всё валялось на своих местах, а теперь аккуратно лежит неизвестно где.

С общими делами и пространством сложнее: дети не понимают, что домашние дела занимают много времени. Подумаешь, посуду разобрать — ну пять минут же! И не видят, что большую часть беспорядка производят сами. Пока они это не осознают, договариваться и распределять какие-то обязанности сложно. Поэтому мы в один из выходных вместе посмотрели, какие бытовые дела приходится делать и сколько их. «Надо же, как много мы едим и мусорим», — сказала дочь под вечер, в третий раз разбирая посуду.

Одна знакомая составила список всех-всех-всех дел по дому, и дети сами выбрали, что им больше нравится. Когда человек согласился что-то делать для семьи, уже можно напоминать об обязанностях и благодарить за помощь. Добавлю, что если будете составлять такой список, не забудьте включить в него дела, которые вы не предложите детям, а всё равно будете делать сами. Во-первых, так видно, что вы сами не сачкуете, а делаете много разных неочевидных вещей, например моете мусорное ведро и кафель в ванной. Во-вторых, дети могут вас удивить и захотеть взять на себя какие-то из этих обязанностей.

Даже если ребёнок с младенчества помогает по дому, в какой-то момент у него возникает вопрос: почему я обязан это делать? Кажется, именно тогда можно договариваться, пересматривать, фиксировать — в общем, выходить на новый уровень отношений с детьми.

-5

Правила, которые помогают поддерживать порядок

Правила не очень просто выполняются, но мне действительно помогают — особенно когда кажется, что ничего не работает, и хочется всех поругать, обидеться и всё сделать самой.

1. Найти место.

В детской невозможно навести порядок один раз и потом его поддерживать. Дети растут, у них всё меняется: количество и размер одежды, увлечения и игрушки. Вот несколько лайфхаков, которые помогают не потонуть в море лего и фломастеров:

  • Сложить в контейнеры, ящики и коробки всё, что не очень долго сортируется, — конструкторы, игрушки, настольные игры, приспособления для творчества. Хорошо, если коробки прозрачные, если нет — подпишите их.

! Куда клеить ярлыки и стикеры

Куда угодно — это работает. Когда на ящике написано «Носки», уже сложно сказать: упс, я просто не знал, куда их положить. А если на кастрюли приклеить стикеры «Борщ» и «Котлеты», не выйдет пообедать чипсами, потому что не нашёл нормальную еду. Зато иногда открываешь холодильник, а там стикер: «Мой сырок не есть».

Если стикеры часто меняются, удобно хранить их там, где они используются. Например, обычные бумажные стикеры лежат на кухне — в ящике рядом с холодильником.

На ящики с ручками, карандашами, фломастерами и бельём стикеры нужны надолго — можно купить красивые наклейки и подписать вместе с детьми.

  • Регулярно разбирать одежду и обувь — убирать то, что сносилось, стало мало или не нравится. Основную одежду мы разбираем раз в месяц, верхнюю — перед сменой сезона.
  • Завести каждому ребёнку архив и складывать туда старые тетради, учебники и рисунки — только важные.
  • Разбирать все школьные принадлежности в конце четверти: ненужное выкидывать, нужное складывать в архив. Также разбирать архив перед началом учебного года, от всего, что перестало быть важным, избавляться.
  • Следить за местами скопления хлама и преобразовывать в дополнительные места хранения.

! Как бороться со скоплениями вещей

Есть места, в которых что-то скапливается. Просто бороться с ними бесполезно — это естественный процесс. Но если не можешь что-то прекратить, нужно это возглавить.

Ребёнок вешает рисунки на стены (обои портятся) — приклеиваем на одну стену пробковое покрытие, втыкаем кнопки и объявляем, что теперь здесь выставка, все рисунки — сюда.

На стуле растёт кучка грязного белья (и никуда не уносится) — ставим рядом вешалку для чистого и красивую корзину для грязного, напоминаем разбирать раз в неделю.

На комоде скапливаются баночки с красками, кисточки и другие рисовальные принадлежности (внутри есть место, но краски часто используются и убирать их в комод неудобно). Ставим на комод несколько прозрачных контейнеров, и — о чудо! — все краски довольно быстро раскладываются по ним.

Одежда перестаёт помещаться в шкаф и больше не исчезает во время разбора — кажется, поменялись приоритеты. Можно перебрать комод с игрушками, лишние раздать, а на их место положить футболки.

2. Выделить время на уборку.

Для задач, которые не нужно делать каждый день, лучше составить чёткое расписание. Например, ковёр в детской нужно пылесосить раз в неделю. Все об этом знают, но не делают, потому что раз в неделю — это не обязательно сегодня, а значит, никогда. Если назначить этой задаче конкретное время — скажем, утром в субботу, когда у детей нет уроков и кружков, а ещё мы сами дома и занимаемся домашними делами, есть шанс, что всё получится.

Задачи, которые делаются каждый день, удачно привязываются к уже существующим алгоритмам. Если уже есть установка «сначала уроки, а потом — всё остальное» (а школьникам иначе сложно), её легко трансформировать в «сначала уроки и разобрать посуду, а потом — ютуб, майнкрафт и всё остальное».

3. Определить ответственность.

Когда ребёнок готов делать что-то сам, можно назначить и постепенно расширять зону ответственности: убрать игрушки, убрать за собой, убрать свою полку, поддерживать порядок у себя, помогать маме с папой. Приготовить праздничный обед на 25 гостей (ну можно же немного помечтать). Главное — обо всём явно, вслух, договариваться.

4. Соблюдать границы.

Ни шагу назад! Если вы один раз сказали: «Больше я у тебя не убираюсь», — а ребёнок подтвердил, то всё, теперь сам. Можно (и нужно) помочь, если попросит, или предложить помощь, если не получается. А вот заходить на чужую территорию и вмешиваться не в своё дело не стоит, иначе получится, что всё понарошку и самостоятельность — только на словах.

5. Не подрывать доверие.

Доверие — главное в отношениях с детьми (и не только). Ребёнок видит, что вы ему доверяете — задачи, территорию, обязанности. Вы верите, что ребёнок сам со всем справится и когда-нибудь уберётся. И тогда в один прекрасный день окажется, что всё работает без вашего участия и напоминаний — само собой, как по волшебству.

P.S.

Пока я писала эту статью, старшие дети три раза разобрали посудомойку, постирали и повесили детские вещи и приготовили ужин.

Источник:
ПИК Медиа

Текст:
Анна Овсянникова

Иллюстрации:
Анастасия Панина