6 августа в Твери побывал первый в мире ученый командир космического корабля, Герой Российской Федерации Сергей Рязанский. В столицу Верхневолжья космонавтиспытатель приехал с экспедиции по Байкалу (как оказалось, он очень любит не только бороздить космические просторы, но и исследовать разные уголки земли), презентовал свою новую книгу «Можно ли забить гвоздь в космосе и другие вопросы о космонавтике», пообщался с тверитянами и ответил на их вопросы.
Особенно приятно было, что немало интересных и, прямо скажем, каверзных вопросов прозвучало от детей. Помимо своей основной профессии, Сергей Рязанский преподает в высших учебных заведениях, активно работает с молодежью из общероссийской общественногосударственной детскоюношеской организациии «Российское движение школьников» и, по собственному признанию, даже не знает, чем гордится больше своими полетами в космос или работой с молодежью. Ведь как и полвека назад, так и сейчас самой заманчивой профессией и заветной мечтой любого мальчишки (да и не только мальчишки) является профессия космонавта.
Путь к звездам
Однако дорога в космос для самого Сергея Рязанского была извилистой и непростой: по первой специальности он является ученым-биологом, а своего первого полета к звездам ему пришлось ждать 10 лет (с 2003 по 2013 годы). И это, как выяснилось, еще не самый долгий срок: многие вынуждены ждать своей очереди и того дольше, а некоторые и вовсе никогда не покидают пределов Земли (профессия космонавта, как уже отмечалось, довольно востребована), поэтому Сергей Николаевич советует всем мальчишкам и девчонкам получить сначала «земную» специальность, а уже потом задумываться о полете к звездам, но самое главное, чтобы это было то дело, которое действительно по душе.
Нравится медицина - занимайтесь медициной, предпочитаете писать статьи - учитесь на журналиста, любите летать - идите в летчики, все эти знания вполне можно применить и в сфере космонавтики, - говорит Сергей Рязанский. Я тоже изначально занимался наукой, я ее люблю, и хотя российская научная программа, к сожалению, в последнее время сокращается, в этой области существует большой простор для деятельности. К примеру, в космосе ученые проводят научные эксперименты по физике, химии, биологии, занимаются исследованиями по выращиванию кристаллов белков для борьбы с онкологией или изучением возможностей 3Dпринтера, разработанного, кстати, российскими учеными, для создания человеческих органов, что можно сделать в невесомости, но невозможно осуществить в земных условиях.
И это только малая часть тех возможностей, которые предоставляет освоение космоса. Они поистине безграничны, как и сама Вселенная. А космонавтом (да еще и ученым), оказывается, быть не только очень почетно и интересно, но и сложно, и вместе с тем временами даже весело.
Космические сложности…
По словам Сергея Рязанского, космическая станция рассчитана на то, чтобы на ней находились два экипажа из шести человек, которые живут вместе полгода, видят друг друга каждый день без выходных. И с коллегами из разных стран (в том числе из тех, с которыми складываются напряженные политические отношения), несмотря на санкции, приходится поддерживать хорошие отношения, ведь от этого зависит благополучие всей команды. По словам Сергея Николаевича, космос как ничто иное учит находить общий язык и быть терпимым к человеческим слабостям, с честью выходить из любых затруднительных ситуаций.
Как-то мы жили вшестером на космической станции, и тут к нам подселили еще один экипаж, пришлось както размещаться уже вдевятером, но местато не было, поэтому кто-то жил на складе, а кто-то и вовсе… на потолке, рассказывает космонавт. Кстати, знаете, как отличить пол от потолка? Американцы подписывают: вот тут пол, а там потолок, а мы их красим в разные цвета.
На космической станции, конечно, все воспринимается иначе, самое сложное, по словам Сергея Николаевича, это не само пребывание в космосе, а посадка: очень трудно привыкнуть снова ходить ногами по Земле.
Когда я нахожусь за пределами Земли, я скучаю по дому, а когда возвращаюсь обратно снова начинаю тосковать по просторам Вселенной, - говорит космонавт. - Человеку всегда чегото не хватает: видимо, так уж он устроен, но невесомость это, конечно, ни с чем не сравнимое состояние, к ней невозможно привыкнуть, это, наверное, воплощение мечты каждого человека возможность летать. В космосе она становится реальностью.
Но и космические нагрузки, конечно, приходится выдерживать колоссальные, поэтому для осуществления мечты важно иметь богатырское здоровье. Кроме травы у дома, которая снится космонавтам на орбите, они также еще очень скучают по домашней еде. Кстати, из тюбиков в космосе уже давно не едят: покорители космоса питаются или консервами, или сублиматами (порошками, разбавленными водой) – так, можно отведать и суп, и салат, и творог. Но с настоящими, конечно, все это не сравнить. Поэтому самый большой подарок для них это когда раз в полгода на станцию привозят свежие фрукты.
Как-то мы с экипажем делали пиццу, и это была самая вкусная пицца, которую я пробовал в своей жизни, - рассказывает Сергей Рязанский. - Вообще во время полета из организма очень сильно вымывается кальций: человек утрачивает до 10% запасов этого элемента, что есть у него в организме, и это больше, чем теряет женщина во время беременности. Нередко мне приходилось вставлять пломбы, а однажды нам довелось делать хирургическую операцию американскому коллеге прямо на борту, после чего он уволился по состоянию здоровья, но мы тут были ни при чем, - улыбается космонавт.
Есть и другие, более мелкие трудности, о которых мало кто задумывается.
Каждый день в космосе мы как минимум два часа делаем зарядку, а что касается гигиены, то мне всегда в этом смысле жалко женщин: вымыть и высушить их длинные волосы бывает ой как непросто, - отмечает космонавт. - Все это, как правило, занимает еще минут 45, но красота требует жертв, даже в космосе.
…и радости
Опишите свои эмоции от первого полета в космос.
Это было очень необычно. Просто удивительно. Ведь ты воочию видишь, как открываются новые горизонты и насколько велики возможности для покорения новых высот, - с воодушевлением делится космонавт. Хотелось бы, конечно, в будущем совершать межпланетные полеты, запускать марсоходы, луноходы и, возможно, увидеть инопланетян, потому что не может быть такого, чтобы во всей Вселенной мы были одни. Это было бы очень грустно. Но я пока не встретил ни одного. Кроме того, я ведь ученый и верю доказательствам, а доказательств существования внеземной цивилизации у нас пока нет.
Расскажите про ваш самый забавный случай на борту космического корабля.
Я уже отмечал, что мы, представители разных национальностей, работаем в одной команде, и от слаженных действий каждого из нас зависят жизни других людей. Поэтому мы стараемся друг друга поддерживать, в том числе и морально. И у нас на борту всегда есть место для праздника. Мы вместе смотрим фильмы, устраиваем междусобойчики, отмечаем важные даты, на Новый год переодеваемся в костюмы новогодних персонажей, а однажды я летал в костюме черной лохматой обезьяны, чтобы повеселить моих коллег. Кроме того, мы также стараемся поднимать настроение не только себе, но и землянам, которые попали в беду.
Так, Сергей Рязанский вспоминает о том, как его команда решила поддержать жителей американского города Хьюстон во время наводнения в 2017 году.
Настроение у жителей города было, прямо скажем, не очень, и мы предложили устроить сеанс связи и вышли в прямой эфир в костюмах моей лохматой обезьяны, супермена, миньона и еще кого-то. Только представьте себе удивление горожан, когда они все это увидели, но, конечно, им это здорово подняло настроение в непростое для них время, что и говорить, - отмечает космонавт.
Также космонавт не преминул рассказать о тех местах на Земле, которые (если смотреть на них из космоса) произвели на него наибольшее впечатление.
На орбиту я улетел патриотом России, а вернулся патриотом Земли, - делится Сергей Рязанский уже под занавес встречи. - Там, в космосе, как-то особенно ощущаешь, что мы все с одной планеты, нам нечего делить. В космосе нет вражды. Помню, сидим мы както с американским коллегой, смотрим новости, все эти политические дрязги, выборы в Америке, дебаты Хиллари Клинтон и Дональда Трампа, и я говорю: «Вот бы их отправить в космос для построения отношений», на что коллега отвечает: «Да, и желательно с концами». Понастоящему учишься любить Землю, наверное, только в космосе. Наша планета очень красива и уникальна, с первого полета я привез 65 тысяч фотографий, со второго - уже 250 тысяч. Лучшие кадры вошли в книгу «Удивительная Земля», продолжение книги, кстати, я планирую выпустить к концу года. Это и вулканы Камчатки (где я, кстати, еще не был, но планирую побывать в ближайшее время), и ночная Москва (мой родной город), и густые леса Сибири, и полярное сияние, и ледники Чили, и озеро в Боливии с удивительной окраской, и река из облаков в Мозельской долине в Германии, и французская Полинезия (второе мое любимое место после Камчатки), и ночная Италия, и виды облаков, которые можно наблюдать только из космоса, и многоемногое другое. А что касается того, можно ли забить гвоздь в космосе… Для этого нужно прочитать книгу. Там есть ответы не только на этот, но и на все самые интересные и неожиданные вопросы, которые мне задавали на встречах, но, конечно, важно помнить, что эта тема, поистине, безгранична и неисчерпаема, как и сам Космос.
Алёна Светлова