Найти тему

223 ФЗ - простыми словами! (ст. 3, ч. 1). Принципы закупок

Сегодня мы рассмотрим первую часть третьей статьи Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

Статья 3. Принципы и основные положения закупки товаров, работ, услуг.

При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

  1. информационная открытость закупки;
  2. равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
  3. целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
  4. отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Эти принципы распространяются на всех участников закупки, а закон непосредственно предписывает, что руководствоваться данными правовыми принципами при закупке товаров, работ, услуг должны Заказчики.

Особая значимость правовых принципов закупки товаров, работ, услуг обусловлена рамочным характером 223-ФЗ, из-за чего принципы выступают основным правовым средством (критерием) оценки законности (незаконности) действий участников и справедливости определения победителей закупок. Поэтому данные принципы нередко выступают также в качестве критериев правовой оценки принимаемых решений и действий при осуществлении соответствующими органами контроля и надзора в сфере закупок, при проведении проверок, при рассмотрении судебных дел и т.п.

Данные принципы вытекают из целей регулирования 223-ФЗ (ст. 1) и соотносятся с принципами Закона о контрактной системе (ст. 6).

Теперь поподробнее рассмотрим каждый принцип:

1. Принцип информационной открытости закупки.

Это означает: а) свободный и безвозмездный доступ к информации о каждой закупке; б) достоверность и полноту информации о закупке.

Законом гарантируются возможность бесплатного ознакомления с документацией (извещением) по закупкам и другими материалами. В первую очередь информационная открытость обеспечивается посредством размещения информации в сети Интернет. Поэтому вся информация о закупках, подлежащая обязательному размещению в соответствии с 223-ФЗ, должна быть размещена заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС).

2. Принцип равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Этот принцип включает в себя четыре логично выстроенных требования по отношению ко всем участникам закупки:

Требование равноправия по отношению к участникам закупки представляет из себя принцип равенства всех перед законом и судом. То есть всем участникам закупки обеспечиваются равные, одинаковые права и юридические возможности. Избирательный подход к тем или иным участникам закупки недопустим.

Требование справедливости выражается в равенстве всех участников закупки и заключении договора с тем из них, кто на конкурентной основе лучше других и в точном соответствии с положениями закона выполнил условия закупки.

Отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки является конкретным проявлением более широкого по содержанию принципа обеспечения конкуренции. А под дискриминационными условиями понимается неравное положение одного хозяйствующего субъекта перед другим (п. 8 той же статьи).

3. Принцип целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика. Простыми словами - это эффективность осуществления закупок.

В соответствии с 223-ФЗ заказчик не получает денежные средства из бюджета и сам определяет условия их расходования. Поэтому применительно к 223-ФЗ целевым расходованием денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг следует признавать расходование их на цели, определенные в установленном порядке самим заказчиком.

Однако это не отменяет требования закона об экономически эффективном расходовании денежных средств и сокращении издержек заказчика при осуществлении закупок. Такие требования предполагают, что при приобретении товаров, работ, услуг заказчик должен минимизировать свои издержки.

В настоящее время основным критерием экономической эффективности выступает цена договора (как начальная максимальная, так и итоговая, определенная по результатам закупки), которая должна быть обоснованной. В цену договора должны закладываться по возможности все издержки заказчика (связанные с доставкой товара, выполнением работ, оказанием услуг, уплатой налогов и сборы, страхованием, транспортными расходами, монтажом и вводом в эксплуатацию и т.п.).

4. Принцип отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Соблюдение данного принципа во многом зависит от правильного понимания ключевого понятия "неизмеряемые требования". "Неизмеряемые требования" - это требования, которые не могут быть в достаточной степени точно определены (подсчитаны, измерены) и не могут применяться в равной степени ко всем участникам закупки. "Измеряемость требований" предполагает наличие количественных или качественных характеристик.

Устанавливая запрет на подобные требования, 223-ФЗ не определяет каких-либо обязательных требований к участникам закупки, предоставляя такое право заказчику. Обычно такие требования применяются к оценочным критериям: квалификации, опыту работ, наличию финансовых и иных ресурсов участника закупки или к предлагаемым им товарам, работам, услугам.

Если требования - это установленные заказчиком в документации о закупке и обязательные для исполнения участниками закупки предписания, то критерии - это установленные заказчиком в документации о закупке параметры, по которым предполагается оценивать каждую заявку в отдельности и сопоставлять по результатам такой оценки заявки между собой. Критерии могут различаться в зависимости от способа закупки и представляют собой, в отличие от требований, не обязательные показатели, а пожелания заказчика.

Если какие-либо критерии (подкритерии) в документации конкретно не установлены, показатели участников по ним должны оцениваться как равные.

Конечно, представленные участниками закупки заявки могут оцениваться членами закупочной комиссии субъективно, но наиболее объективными и справедливыми они будут при наличии формализованных измеряемых показателей (критериев). Исходя из принципа недопустимости установления неизмеримых требований достаточно формализованным должен быть и порядок оценки и сопоставления заявок, в противном случае обязанность заказчика по установлению порядка оценки и сопоставления заявок нельзя считать исполненной.

При изучении документации и составлении коммерческого предложения для участия в той или иной закупочной процедуре участнику закупки должно быть все предельно ясно и понятно. Неизмеряемые, то есть не определенные, не конкретные требования (так же, как и трудновыполнимые и (или) обременительные требования) и критерии являются коррупционными факторами в сфере закупок.

Спасибо за прочтение! У вас остались какие-либо вопросы? Можете задать их в комментариях к данной статье. Подписывайтесь на канал и ставьте лайки.

Перейти к разбору второй и третьей части третьей статьи 223-ФЗ: Принципы и основные положения закупки товаров, работ, услуг.

Читайте другие статьи моего канала:

223 ФЗ - простыми словами! (ст. 1)
223 ФЗ - простыми словами! (ст. 2)
Как выбрать электронную подпись?
Может ли физлицо участвовать в закупках?