После получения дипломов новые специалисты часто не понимают, что делать дальше. Рынок труда диктует свои условия, направленные на обновление: меняются технологии а с ними и спрос на профессии. Более того, начальниками сейчас становятся всё более молодые люди. Вместе с ними обновляются взгляды на управление и найм.
Сайты с вакансиями ломятся от вариантов и выбор это совсем не упрощает. Мы чуть было сами не потерялись в поисках, но Татьяна Гамага, HR-специалист в IT-компании Modesco, согласилась дать советы новичкам.
1. Первое впечатление
Есть всего лишь два способа показать кадровому менеджеру или работодателю свою компетентность, — резюме и собеседование. Но как же сделать так, чтобы отклик не повис в «просмотренных»?
«Ключевые для меня моменты в резюме: соответствие опыта/образования главным требованиям, общая логика изложения в резюме, грамотность и время работы на предыдущих местах. На собеседовании важно узнать всё о soft skills и hard skills кандидата. Красный диплом сейчас мало что решает — он только показывает старательность и исполнительность человека, не более того».
Есть профессии, которые невозможно получить без профильного образования. Нельзя по щелчку стать, например, врачом или судьей. Но бывают и специфические позиции: контент-менеджером вполне может стать филолог, журналист или экономист. Многое зависит от повестки «сверху»: ищет ли начальство человека с конкретным набором знаний, или приемлет сотрудников, которых можно обучить и сформировать под себя.
Логичность изложения в резюме тоже влияет на восприятие: нужно уметь объяснить свой выбор вакансии, если обращаешься в новую для себя область. Это может быть интерес, определённые задатки, навыки или релевантный опыт. Не стоит выдавать о себе противоречивую информацию, например писать, что работал в техподдержке, но не работал с людьми. Наиболее общий пункт — грамотная письменная и устная речь, особенно если это главный критерий отбора. Не используйте слова или термины, значения которых не знаете, чтобы избежать нелепых ситуаций.
Продолжительность работы на предыдущих местах может многое о вас сказать. Причины кочевания могут быть разными — от злостного начальства с низкими выплатами до личного отношения к труду. В таком случае нужно быть готовым к вопросам.
«В личности важна гибкость, обучаемость, умение работать с людьми и в команде. Коллективная работа чаще даёт более глобальные результаты. Ещё больше ценится умение оперативно реагировать на внешние условия».
Объектом внимания на интервью обязательно станут hard skills — профессиональные навыки или знания, и soft skills — непрофессиональные личные качества, которые ценятся на любой должности.
Одна из больших ошибок — приходить на собеседование одетым не по ситуации. Даже если нет чёткого дресс-кода, сланцы и треники лучше запрятать далеко в шкаф. Это же относится к опрятности.
2. Подача себя без опыта
Замечательно, когда на время трудоустройства в рукаве запрятан целый набор компетенций и вагон опыта, но тем, кто этим не располагает, приходится несладко.
«Хороший способ показать себя в положительном ключе — выразить заинтересованность словами и действиями. Из практических советов — укажите часть своих умений в резюме, а часть — в сопроводительном письме. Я люблю говорить, что резюме — это опыт, а письмо — это мотивация».
Напишите честно об отсутствии опыта, но разбавьте положительными фактами о себе — наличие профильного образования, или же тренинги с вебинарами. Последнее не везде котируется, но даст вам некую базу, с которой можно войти в суть рабочих процессов. Главное, будьте честны перед собой и окружающими.
3. Главное — упорство
После отправки информации о себе не нужно пускать дело на самотёк. Проявите активность, и вас точно отметят.
«Был у нас такой случай — девушка приходила на должность семантика. Предусмотрена была многоступенчатая система отбора, так как сложно было понять, какой именно сотрудник нужен. И вот кандидатка присылает тестовое задание не очень хорошего качества. Мы ей отказываем, и через день она снова звонит, говорит, что очень хочет к нам. Мы подумали, позвали её и рассказали в чём ошибка, она переделала тестирование, и получилось уже лучше. Мы её в итоге взяли. Три года работает у нас, сейчас уже старший специалист».
Нет никаких норм и правил о том, сколько стоит ждать ответа на отклик. Старайтесь не переборщить, напоминая о себе звонками или письмами на электронную почту.
4. Особенности фриланса
Формат работы вне офиса набирает всю большую популярность среди специалистов. Однако, в нём есть как и плюсы, так и минусы.
«Понятия «фриланс» как такового, нет в законодательстве. То есть это, в принципе, вне закона потому как очень мало кто из удалёнников оформлен как ИП. Нет гаранта в виде договора, отсюда есть большие риски неоплаты. Остаётся только путём проб и ошибок искать себе постоянных заказчиков. Если это не ваш вариант, единственный совет — используйте интернет-биржи».
Администрация сайта выступает как посредник между заказчиком и исполнителем. Система выглядит так: оплата работы поступает на счёт ресурса, который и выплачивает деньги работнику.
Только недавно в России появилось понятие «дистанционный работник». Если человек будет удаленно работать на компанию (не проектно), то можно говорить о заключении ТД о дистанционной работе. То есть, сотруднику так же положен отпуск, больничный, и прочие прелести соцпакета. Но многим начальникам это финансово не выгодно.
5. Проверка работодателя на надёжность
Невозможно на 100% точно выяснить, обманут вас или нет. Но есть несколько проверенных способов узнать, что происходит внутри компании:
«Рассматривайте профили на работных сайтах. Первый тревожный звоночек — размытое описание вакансии или организации. Показательными могут быть корпоративные соцсети и сайты. Не бойтесь задавать каверзные вопросы на первой же встрече. Находите отзывы бывших сотрудников, или спросите лично их мнение. Мало кто так делает, а зря».
Через интернет можно рассмотреть «внутренний мир» рабочего пространства: чем живут сотрудники, насколько уместен креатив и чувство юмора. Сайты с комментариями бывших работников дадут более чёткую картину происходящего. Но и здесь стоит оставить небольшую поправку на субъектив.
Поймите, что в вопросах об официальном оформлении, белой зарплате и её размерах нет ничего постыдного. Вы точно так же вольны выбирать и оценивать. Наблюдайте за реакцией начальства, выслушивайте ответы и сравнивайте с поставленными условиями.
6. Уловки в документах
Официальный договор сам по себе выглядит убедительно, только мало кто его внимательно читает. А ведь это тоже ошибка, которая может стоить вам потраченного времени.
«В первую очередь смотрите на вид документа, содержание, перечень обязанностей, срок действия и сумму заработной платы».
К видам можно отнести трудовой, гражданско-правовой договор, и договор об оказании услуг. В отличие от первого варианта, остальные исключают налоговые отчисления и соцпакет: не ждите ни больничных, ни отпусков, ни декрета, ни пенсионных.
За обязательными пунктами, без которых контракт не имеет юридической силы, обращаемся к статье 57 ТК РФ: ищем реквизиты двух сторон, ваш ИНН, описание трудовых функций и обязанностей. Иногда они вынесены в отдельный документ — должностную инструкцию. Её в этом случае стоит изучить на предмет лишних действий, не связанных с заявленной вакансией.
Соглашение оформляются бессрочно, кроме отдельных случаев: сезонная работа, работа вместо сотрудника в декрете или сезонная/проектная работа
Сумма вознаграждения указывается без учета НДФЛ, поэтому если работодатель говорит об определённой оплате «на руки», смотрите, чтобы на бумаге была цифра больше на 13%.
ТД должен быть подписан в течение трех рабочих дней после стажировки. Но тут сразу тревогу бить не стоит, лучше обсудить этот вопрос с кадровым менеджером. Если же пришёл день выплаты аванса, а на карте всё ещё пусто — оформления не произошло.
7. Трудовая инспекция
Если вы всё-таки попали в место, где ваши права систематически нарушаются и игнорируются, есть смысл обратиться с жалобой в трудовую инспекцию. Но этот поступок точно станет последним, что вы сделаете на своей позиции.
«Некоторые наивно думают, что можно обратиться с жалобой, не получив из-за этого никаких последствий. Бывают случаи, когда начальник после этого принуждает к увольнению, прямо или косвенно».
Соответственно, прибегать к такому шагу стоит в самых крайних случаях. К таким можно отнести серьёзные нарушения в технике безопасности и всё, что может повлечь вред здоровью. Либо в случае, когда тебе систематически не выплачивают зарплату. Так можно после увольнения вернуть свои честно заработанные деньги.
8. Самый главный совет
«Мой совет — не бояться и быть собой. На работе мы проводим большую часть своего времени. Очень важно важно найти то, что тебе по душе и попасть в тот коллектив, с которым у тебя общие ценности и общие принципы».
Анастасия Сметанникова. Фото: pixabay.com.