Ориентиры выпускникам 9-х и 11-х классов для эффективной подготовки к экзаменам
20 августа Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) опубликовал проекты контрольных измерительных материалов (КИМ) для ОГЭ (основного государственного экзамена) и ЕГЭ (единого государственного экзамена) 2020 г., обновлённых на основе федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) основного общего и среднего образования.
ОГЭ
Для выпускников 9-х классов «введены новые задания, проверяющие умения осуществлять информационный поиск, анализировать информацию, представленную в разных формах, применять знания для решения различных познавательных, практических и коммуникативных задач, способность формулировать и аргументировать своё мнение, рассуждать на заданные темы».
В экзаменационной работе по русскому языку в 2020 г. количество заданий сократится с 15 до 9. Для написания изложения (задание 1) теперь могут быть предложены тексты различных жанров (в том числе путевые заметки, записки, очерк, рецензия, дневник). Во 2-й части экзаменационной работы 7 заданий, где предложены различные виды анализа языкового материала. Задания 2–5 проверяют умение выполнять орфографический, пунктуационный, грамматический анализ; задания 6–8 нацелены на анализ текста, а именно проверяют глубину и точность понимания содержания текста, понимание отношений синонимии и антонимии, опознавание изученных средств выразительности речи.
В КИМ ОГЭ по математике включён новый блок практико-ориентированных заданий (задания 1–5).
В ОГЭ по обществознанию изменена структура экзаменационной работы: снято разделение заданий по частям на основе формы записи ответа. Задания выстроены исходя из проверяемых групп умений. Общее количество заданий КИМ сокращено с 31 до 24. Большинство заданий требует анализа практических ситуаций, умения рассуждать, объяснять, аргументировать, выражать своё мнение с опорой на факты социальной жизни, личный социальный опыт и обществоведческие знания.
Для ОГЭ-2020 по истории предложена только одна модель КИМ, соответствующая линейной системе изучения истории на основе Историко-культурного стандарта и единого учебника. В КИМ введены новые задания по работе с исторической картой, увеличено число заданий на основе визуальных источников (живописи, скульптуры, фото- и кинодокументов) исторической информации, выделен блок заданий, проверяющих знание истории культуры, расширен спектр аналитических заданий.
На ОГЭ по химии и физике обязательной частью экзамена будет проведение реального эксперимента. В ОГЭ по химии практическую часть составят два задания: в задании 23 из предложенного перечня необходимо выбрать два вещества, взаимодействие с которыми отражает химические свойства вещества, указанного в условии задания, и составить с ними два уравнения реакций. Задание 24 предполагает проведение двух реакций, соответствующих составленным уравнениям.
В структуре экзаменационной работы по физике в 2020 г. задания выстраиваются, исходя из проверяемых групп умений. Общее количество заданий уменьшено с 26 до 25.
В ОГЭ по биологии количество заданий сокращено с 32 до 30, добавлены новые модели и линии заданий.
ЕГЭ
В проектах КИМ ЕГЭ в сравнении с экзаменационными моделями 2019 г. изменения незначительны. Председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике В.В. Рязанский прокомментировал их так: «Я считаю, что ЕГЭ – уже достаточно отработанный технологический приём проверки знаний… Внесение изменений в задания Единого государственного экзамена (ЕГЭ)-2020 является тонкой донастройкой, которая осуществляется в связи с изменением программ обучения и включением новых разделов в школьные предметы».
Менять структуру и содержание контрольно-измерительных материалов в 2020 г. планируют только для ЕГЭ по физике и китайскому языку, который в 2019 г. выпускники сдавали впервые.
Задача 25 в КИМ ЕГЭ по физике, которая ранее была представлена во 2-й части в виде задания с кратким ответом, теперь предлагается для развёрнутого решения и может быть оценена максимально в 2 балла. Таким образом, число заданий с развёрнутым ответом в ЕГЭ по физике увеличилось с пяти до шести. Для задания 24, проверяющего освоение элементов астрофизики, вместо выбора двух обязательных верных ответов предлагается выбор всех верных ответов, число которых может составлять либо два, либо три.
Больше всего изменений произошло в КИМ ЕГЭ по китайскому языку. В письменной части работы в разделе <Аудирование> количество заданий уменьшено до девяти, изменены форматы некоторых заданий, введены два диалогических текста. В раздел <Чтение> теперь входит пять заданий, введены задания на установление соответствия позиций, представленных в двух множествах, задания на выбор и запись одного или нескольких правильных ответов из предложенного перечня ответов. В разделе <Письмо> добавлено задание 28 на написание личного письма в ответ на письмо-стимул, за выполнение которого можно максимально получить 8 баллов.
Также уточнены критерии оценивания некоторых заданий в КИМ ЕГЭ по русскому языку (в ответах на задание 27), географии (в заданиях с развёрнутым ответом 31 и 32), истории (в задании 25) и обществознанию (в заданиях 28, 29, где также детализированы формулировки).