Найти тему

КАК БУХГАЛТЕРУ ОТВЕЧАТЬ НА ВОПРОСЫ НАЛОГОВИКОВ О «ПЛОХИХ» КОНТРАГЕНТАХ И НЕ ПОДСТАВИТЬСЯ

Начало здесь.

Предыдущий материал здесь.

Итак, начинаем рассматривать прохождение допросов в налоговых органах. Вопросы, которые будут задавать, определяются тем, в чем вас пытаются уличить. Это может быть номинальное дробление, применение зарплатных схем, работа с массой ИП и т.п.

Сегодня же, мы говорим о вопросах, связанных с основной претензией налоговиков – работой с «мутными» контрагентами.

И здесь надо сразу обозначить свою позицию. Заключается она в том, что вы – бухгалтер. БУХГАЛТЕР!

Это ваша палочка-выручалочка. Она определяет тот круг вопросов, на которые вы сможете ответить.

Если спросить вас, почему вы делаете запись с кредита одного счета в дебет другого – вы обязательно ответите. Как формируется отчетность, какие особенности учетной политики – тоже. Правда об этом вас никто не спросит.

А вот вопросы, касающиеся:

  • подбора контрагентов;
  • проверки контрагентов;
  • переговоров с контрагентом;
  • контроля за фактическим исполнением договоров –

это все не к вам!

Потому что этим должны заниматься те, кто отвечает за конкретный результат их деятельности.

Не надо брать на себя их функции.

Более того, кто конкретно это все контролирует имеет смысл выяснять у руководства компании, а не у вас.

Вы работаете не с контрагентами и не с операциями, а с первичными документами. И для вас все документы одинаковы, что бы ни говорили проверяющие.

При этом, есть важный вопрос, ответ на который должен быть подготовлен и согласован заранее.

Как осуществлялась передача документов вам и от вас?

Здесь хочется предостеречь от одного типового решения. Когда проверяющие задают два стандартных вопроса о месте знакомства с представителем контрагента и способе обмена документами, они чаще всего получают следующие ответы.

Познакомились на отраслевой выставке. Документами обменивались через курьера.

Не то, чтобы так совсем нельзя было отвечать. Просто эти ответы вызывают подозрения и скепсис даже в том случае, когда являются абсолютной правдой.

Ответ на этот вопрос – ваша, по сути, единственная точка соприкосновения с контрагентом. Ее надо продумать и согласовать с остальными участниками взаимоотношений с контрагентом.

Вполне возможно, что вы вообще не знаете, кто принес документы. У вас есть свой лоток, куда складываются документы, подлежащие обработке. Вы их заносите в базу и складываете в другой лоток – отработанные документы, или подшиваете в папку. Документы контрагенту высылаете по почте, по юридическому адресу.

И, еще раз: не надо брать на себя лишние функции.

Вы не начальник отдела снабжения, чтобы знать, кто и как согласовывает поставщиков.

Вы не начальник службы безопасности, чтобы проверять контрагента.

Вы не руководитель, чтобы принимать решение, работать с контрагентом, или нет.

Ну и последнее: проследите, чтобы документооборот по спорным контрагентам ничем не отличался от документооборота по всем остальным.

Это касается как недостающих, так и избыточных документов. Если в организации принята система согласования договоров – желательно, чтобы все соответствующие договоры проходили процедуру. Если в организации не принято собирать папку сведений о каждом контрагенте – не надо собирать ее по отдельным компаниям.

Главное здесь – не выделяться.

И помните, вы – бухгалтер. И никто больше.

Продолжение следует.