Что такое семантическое ядро и как оно влияет на SEO?
- Семантическое ядро (СЯ) - это набор ключевых запросов (слов и словосочетаний), по которым необходимо обеспечить видимость сайта в выдаче поисковых систем.
Очень важно, чтобы семантическое ядро состояло из релевантной семантики, которая пользуется спросом в интернете и отвечает на поисковые запросы целевой аудитории (ЦА).
Тщательная работа по созданию семантического ядра - основа успешного SEO, так как поисковые системы все чаще ориентированы на контент. В 2011 году компания Google стала активно двигаться в сторону искусственного интеллекта (ИИ), были разработаны уникальные алгоритмы семантического анализа:
“Чтобы подобрать страницы, содержащие релевантные сведения, прежде всего необходимо проанализировать значение слов в запросе. Мы разрабатываем языковые модели, позволяющие определять, какие сочетания слов следует искать в индексе. Для этого выполняется ряд действий – от интерпретации орфографических ошибок, до определения типа введенного запроса на основе результатов последних исследований в области понимания естественного языка…
...Затем мы подбираем страницы, содержащие информацию, которая соответствует запросу. Обычно, когда пользователь вводит запрос, наши алгоритмы ищут в индексе подходящие страницы, а также определяют, как часто ключевые слова встречаются на странице и в каких ее разделах (например, в заголовке или основном тексте).
Наши алгоритмы не только сопоставляют ключевые слова, но и определяют, насколько полная информация содержится в предполагаемых результатах поиска. Например, пользователя, указавшего запрос «собаки», вряд ли интересует страница, в которой сотни раз повторяется это слово. Мы стараемся убедиться в том, что та или иная страница содержит сведения по запросу, а не просто дублирует его. Так, алгоритмы Поиска определят, представлен ли на страницах нужный контент, например изображения собак, видео с их участием или список пород. Наконец, пользователю в первую очередь будут показаны страницы на том же языке, на котором введен запрос.
Мы разрабатываем алгоритмы, позволяющие оценивать релевантность страниц, чтобы наиболее подходящие из них показывались первыми.Чтобы предоставлять наиболее актуальную информацию, эти алгоритмы оценивают сотни самых разных факторов – от новизны контента и количества повторов запроса до удобства просмотра страницы.” (Источник)
Как видим, поисковики не просто индексируют содержимое, а погружаются в реальный смысл слов, поэтому семантическое ядро играет важнейшую роль для SEO, оно позволяет:
- создать релевантный веб-сайт с учетом популярных запросов пользователей и семантических алгоритмов поисковых систем;
- обновить структуру уже существующего веб-сайта и определить стратегию его продвижения;
- равномерно распределить контент по всем страницам сайта (текстовая оптимизация), тем самым увеличив их конверсию;
- повысить позиции сайта в поисковых системах (видимость) и увеличить трафик (количество посетителей);
- подготовить группы объявлений для запуска рекламных кампаний;
Как собрать семантическое ядро?
Процесс построения семантического ядра состоит из нескольких этапов:
- Подбор маркерных запросов;
- Парсинг ключевых слов для сем-ядра по маркерным запросам;
- Сбор частотности собранных ключевых слов;
- Кластеризация ключевых слов;
1. Подбор маркерных запросов
- Маркерные запросы - это наиболее популярные ключевые слова из вашей тематики, которые полностью характеризуют ваш сайт/продукт/вид деятельности, это своего рода “контрольные точки” - по ним будете создавать и наращивать "каркас" семантического ядра, поэтому нужно тщательно их подбирать. От маркерных запросов зависит полнота семантики, насколько точным и полным будет ваше СЯ.
Есть несколько способов, как подобрать маркерные запросы:
- Мозговой штурм - соберите все идеи и ассоциации, связанные с тематикой вашего сайта - тематические и околотематические;
- Анализ конкурентов - посмотрите выдачу ТОПа по вашей тематике и соберите ключевые слова из Title в сниппетах сайтов-конкурентов - зачастую они содержат самые популярные поисковые запросы, которые можно использовать в качестве маркеров. Кстати, вы также можете проверить позиции сайтов конкурентов.
- Названия разделов и категорий сайта - если у вас уже существует сайт, в качестве маркеров можно использовать названия разделов, рубрик, категорий сайта;
- Яндекс Метрика/Google Search Сonsole - также являются важными источниками ключевых слов. Если есть сайт, в качестве маркерных запросов можете взять наиболее популярные ключевые слова с большим количеством переходов из поисковых систем;
2. Парсинг ключевых слов для семантического ядра
По тщательно отобранным маркерным запросам, мы можем начинать парсить семантику для составления семантического ядра онлайн - рекомендуется собрать как можно больше ключевых слов, фраз и словосочетаний из разных источников, чтобы хорошо охватить тематику. Для этого используем инструменты:
- Сбор Wordstat - собираем ключевые слова из левой и правой колонок базы Яндекс Wordstat по заданным маркерным запросам. Один из лучших источников семантики. Подойдет также для сбора ключевых слов для PPC (Яндекс Директ, Google Ads);
- Сбор AdWords - собираем ключевые слова из базы Google AdWords по заданным маркерным запросам;
- Сбор подсказок - собираем LSI-ключевые слова из поисковой выдачи Google/Яндекс. В плане SEO, подсказки очень полезны, так как содержат много синонимов, связанных ключевых слов, включая блоки "Вместе с этим искали" в Google. LSI-подсказки имеют ряд преимуществ: расширяют семантику, разбавляют их, снижая спамность, повышают релевантность текста, позволяют занять позиции в ТОПе.
Читайте также: Порядок слов в запросе
Внимание: Перед парсингом, не забывайте про СТОП-СЛОВА - они позволяют сэкономить бюджет и предотвратить попадания в семантику "мусорных", нетематических поисковых запросов. В сервисе Rush Analytics предусмотрен специальный функционал "Стоп-слова", который позволяет добавить как свои, так и уже готовые, разбитые по тематикам, списки стоп-слов, а также фильтрацию по городам - добавляете свой целевой город, ключевые слова с упоминанием других городов будут автоматически удалены.
Подробнее о чистке семантического ядра.
После того, как ключевые слова собраны из всех источников - объединяем их в один список в Excel-файл.
3. Сбор частотности ключевых слов
Теперь вам нужно получить статистику для своих ключевых слов - количество показов в поисковой системе.
- Если продвижение под Яндекс - переходим в Сбор Wordstat, выбираем опцию “Сбор частотности”, затем выбираем нужный вид частотности Wordstat (общая, “точная”, “!абсолютная”) и импортируем файл со списком ключевых слов, запускаем проект;
- Если продвижение под Google - переходим в Сбор AdWords и аналогично выбираем опцию сбор частотности, видов частотности здесь нет, AdWords показывает среднюю частотность ключевого слова за 12 месяцев, импортируем файл и запускаем проект;
На выходе получаем таблицу с данными:
Это окончательный список ваших ключевых слов. Теперь нужно получить структуру из этого списка запросов, для этого отправляем их на кластеризацию.
4. Кластеризация
- Кластеризация (кластерный анализ) - это процедура, которая выполняет обработку запросов, анализирует их и упорядочивает в группы, называемые кластерами. В один кластер попадают только совместимые и похожие по смыслу ключевые слова.
Кластеризация в Rush Analytics работает по принципу подобия ТОП-ов - анализируется ТОП10 выдача по каждому ключевому слову, затем проверяется наличие общих страниц (URL) в выдаче. Если у запросов набирается минимум 3 общих URL в ТОП10 (точность кластеризации) - они попадают в группу, и значит их можно продвигать вместе на одной странице.
Таким образом все ключевые слова разбиваются по отдельным группам, то есть кластерам, где каждая группа - отдельная страница на сайте. Примечание: коммерческие и информационные запросы всегда попадают в разные группы. Ключевые слова, которые не смогли сгруппироваться, то есть у них не было найдено общих URL в ТОП10 - попадают в папку “Некластеризовано”. Их нужно либо продвигать на отдельных страницах, либо они не смогли сгруппироваться из-за недостаточной полноты семантики - соберите по ним отдельно все связанные ключевые запросы-хвосты и затем кластеризуйте.
У кластеризации по принципу подобия ТОП-ов существует 2 основных метода:
- SOFT - этот метод ставит перед собой задачу сгруппировать как можно больше ключевых слов в один кластер. В итоге, на выходе получаем мало групп, но большего размера. Такой метод подходит под определенные задачи. Например, у вас инфо-портал или форум, вы готовите статью и нужно собрать как можно больше запросов для получения трафика. У данного метода слабая точность, поэтому в одну группу могут попасть и слабо совместимые ключевые слова;
- HARD - данный метод ставит перед собой задачу сгруппировать только 100% совместимые запросы. На выходе получаем больше групп, но меньшего размера. Этот метод подходит для большинства сайтов и тематик, так как гарантирует высокую точность группировки и подходит для дальнейшего текстового анализа
Читать статью полностью: Полный гайд по семантическому ядру