Найти тему
Просто Марина

Почему же ты раньше не говорил? Как я впервые услышала голос ребенка детском саду.

Наверное, в каждой группе детского сада есть хотя бы один ребенок, который сторонится других детей, не играет, не разговаривает ни с кем. Так и в моей группе появился Дениска. Малышу три года, воспитатели ясельной группы предупредили - ребенок неконтактный, не разговаривает, но лишних хлопот не доставляет, сидит себе на стульчике и просто смотрит на всех, он никого не обижает, и его никто не обижает. Мальчик никогда не смотрел в глаза, когда к нему обращались, не отзывался на имя. Просто шел туда, куда его вели, сидел там, где посадили. Но зато он мог сам одеваться и раздеваться, когда это делали другие дети. А это уже немало! Особенно, когда в группе 25 трехлеток!

Первая проблема, с которой я столкнулась, Денис садился за стол с детьми и не ел. То есть вообще не ел! Уговоры, пляски с бубном, попытки покормить его с ложечки не приносили успеха. Об этом предупреждали воспитатели из яселек. Зато дома, со слов мамы, ел все, что дают, весь вечер до самого сна. Для меня это была жесть! Ребенок голодный весь день! Весь мой педагогический стаж и опыт коту под хвост! Медсестра заходит во время приема пищи и начинает выговаривать мне, что ребенок не ест. Предложила ей попытаться накормить. Ага! Ее энтузиазма хватило буквально на несколько сюсюкающих фраз и попытки насильно покормить малыша. После того, как Дениска выплюнул кашу прямо на ее белоснежный халат, мадам медсестра с гордо поднятой головой удалилась из группы, бросив напоследок "накормите же его сами, в конце-то концов". Интересно даже стало, а в прошлом году, когда ребенок был в ясельной группе, она этого не замечала?

Удивитесь, но проблема разрешилась неожиданно! Однажды мама привела его позже всех, когда дети уже сидели за столами и завтракали. Оказалось, что свободных мест вместе с ребятишками уже нет, остался один свободный стол у окна, за которым никто не сидел. Няня поставила тарелку, Дениса посадили лицом к окну и он не мог видеть других ребят. Неожиданно для всех малыш сам взял ложку и стал есть. Вы бы видели наши удивленные лица! Нет, это был шок!!! После которого пришло озарение: Денис не ест, когда сам видит, что на него смотрят! Этот день для нас и ребенка стал точкой отсчета его достижений детском саду!

Некоторое время он так и сидел один за столом и, что удивительно, ел! Но детки постепенно прибавлялись в группе и однажды пришлось подсаживать и к нему ребят. Но точка невозврата была пройдена, правда начинал он есть тогда, когда другие ребятки уже выходили из-за стола. Но это уже не считалось проблемой.

Каждый вечер Денис оставался последним в группе, его мама заканчивала работу буквально за полчаса до закрытия детского сада и едва успевала к этому времени. Зато вечером можно было пытаться заниматься с ним отдельно. О том, как мы учились с ним строить пирамидку, катать мяч и просто играть, можно написать отдельные истории. Но сейчас речь о том, как же он заговорил! Однажды в группу принесли новую книгу для детей с красивыми иллюстрациями. Книга была просто огромная, картинки яркие, сочные. Малышам в руки такую, конечно же не дашь, останутся рожки да ножки. Взрослые показывали им картинки, держа книгу в своих руках.

И вот вечером мы с Денисом расположились с книгой за столом. Я спрашивала, где на картинке зайчик, мишка, он тыкал пальчиком. И все это молча. Перевернув очередную страницу, мы увидели просто огромную на два развернутых листа потрясающую лошадь с развевающейся гривой. И тут он выдал "Ни х..я! Лошадка красивая!" Это ж какое потрясение испытал ребенок, чтобы, наконец, заговорить! О, великая сила искусства! Я готова была вскочить и расцеловать и Дениску, и лошадку! Но только огромным усилием воли пришлось сделать вид, что ничего особенного не произошло. Это было только начало перелома в общении с ним. Сначала он разговаривал только со мной и то только шепотом. Напарнице не повезло, картинку-то показала я! Потом опять же один на один стал говорить вслух, и только примерно через год его голос услышали другие детки.

Вы спросите, а что же мама говорила по этому поводу? А мама удивлялась, что сынок не говорит садике. Ее больше интересовало, не матерится ли он здесь. А мы только удивлялись, как может выражаться неговорящий ребенок!

Помните анекдот про мальчика, который тоже молчал? И только, когда у мамы подгорела каша, он высказал свое недовольство. На вопрос, почему же ты раньше не говорил, он ответил: а раньше меня все устраивало. Это анекдот, а в жизни я еще раз хочу воскликнуть "Да здравствует великая сила искусства, которая творит чудеса!"