1521 год. Восточная Европа
В 1521 году казанские мусульмане, ориентирующиеся на Османскую Турцию, обратились в Крым к хану Мухаммад Гирею (1) с просьбой изгнать из Казани ставленника Москвы, хана Шах-Али (2).
В Крыму с должным пониманием отнеслись к просьбе единоверцев, и большая армия крымских татар выступила на Казань. Узнав о подходе войск хана Мухаммада, хан Шах-Али бежал в Москву.
Казань торжественно встретила Мухаммад Гирея и согласилась принять на трон ханства брата правителя Крыма - царевича Сахиб-Гирея (3).
Посадить брата на трон в Казани – это было мероприятие, которое резко поднимало престиж Мухаммада и дома Гиреев, но давало мало добычи. А воины жаждали наград и золота за участие в дальнем походе.
Потому Мухаммад Гирей, присоединив к себе казанские отряды, отправился походом на Москву. Русские войска, которые должны были задержать татар на реке Ока, с задачей не справились. Из-за трусости князя Андрея, брата великого князя Московского и правителя Русского государства Василия III (4), они бежали, и татары беспрепятственно пошли на столицу Русского государства.
Весть о том, что Мухаммад Гирей подходит к Москве вызвала панику у жителей столицы и правящих верхов. Великий князь Василий бежал из Москвы, вверив защиту города своему зятю Петру (5). Население города спешило укрыться в городе и там собралось столько народа, что люди могли только стоять, тесно прижавшись друг к другу.
Петр предпочел боям переговоры и договорился о том, за какую сумму Мухаммад уведет свое войско от Москвы.
Деньги выплатили. Но Мухаммад потребовал грамоту от Василия, что тот обязуется быть данником Крыма. Василий согласился. Получив грамоту, Мухаммад Гирей отвел свои войска к городу Рязани, где остановился на время и разбил лагерь, разрешив русским выкупать своих родственников и друзей из плена.
Воеводой Рязани в те дни был Иван Хабар, человек в военном деле опытный и знавший о том, насколько вероломны татары. Потому он не пускал никого из людей хана Мухаммада за крепостные стены.
Хан, которому хотелось разграбить город, потребовал, чтобы воевода лично прибыл к нему, как раб данника хана Мухаммеда. На это Иван Хабар ответил, что ничего не слышал, чтобы его государь был татарским данником. Тогда хан послал своего человека с грамотой в городскую крепость. Когда воеводе предъявили грамоту, тот был в некотором затруднении: что делать?
И тут воеводу выручили сами татары. Они в большом количестве подошли к городской стене.
Требование русских защитников: не подходить к городу! - было проигнорировано.
Становилось понятным, что татары вот-вот ворвутся в город. Не дожидаясь приказа сверху, командир артиллерии города, немец Иоанн Иордан отдал распоряжение дать залп по татарам. И крепостная артиллерия этот залп произвела. Множество татар было убито, прочие в ужасе разбежались.
Взбешенный Мухаммад Гирей потребовал от воеводы объяснений. Тот ответил, что залп произведен по личной инициативе одного из пушкарей и командование гарнизоном тут ни при чем.
Тогда хан потребовал выдать ему на расправу виновного пушкаря.
Иван Хабар ответил, что не может это сделать без воли своего государя, так как пушкарь иноземец, принятый на службу лично государем.
Обозленный Мухаммад Гирей, которому стало известно, что Василий собирает войска, не стал далее бесполезно препираться с воеводой Рязани и увел свои войска на юг.
Пленников частью продали в Кафе туркам, частью (в основном стариков и слабых) перебили в дороге.
Мухаммад Гирей уходил столь быстро, что забыл забрать грамоту Василия, которая осталась у Ивана Хабара.
Воевода не вернул ее посланцу хана, так как в момент ее изучения прогремел пушечный залп, и всем стало не до грамоты. Он, естественно, грамоту спрятал, а татарские посланцы думали в тот момент лишь об одном: как бы им живыми выбраться из города и про грамоту тоже не вспомнили.
В Москве, после ухода татар, начали разбираться: кто виноват, что татары прошли без боя укрепления на реке Ока и дошли до Москвы. Князь Андрей, брат Василия, и его друзья обвинили во всем князя Дмитрия Бельского, одного из воевод. Однако в ходе разбора дела выяснилось, что главный виновник бегства русской армии – это князь Андрей.
Не желая наказывать брата, Василий III ограничился тем, что лишил княжеского звания и поместий одного из ближайших друзей князя Андрея. На том дело и закончили.
Я бы так сказал, что немецкий переводчик в переговорах между русскими и татарами оказался очень даже к месту. А Ивана Хабара, с такими дипломатическими талантами, стоило бы назначить главой соответствующего приказа.
--------------------------------------------------------------------------------------------------
Источник: Герберштейн
1. правил в 1514-1524 гг.
2. правил в 1519-1521, 1546, 1551 гг.
3. правил в Казани в 1521-1524 гг.
4. правил в 1505-1533 гг.
5. так в крещении назвали царевича Худайкула из татар Казанских
Смотри также: Чем заканчиваются женские обиды
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.
Поддержи канал: ставь лайк и подписывайся на наш Дзен!
Почта для связи с авторами: Wwise11111994@yandex.ua