Все иностранцы, посещающие Нидерланды, отмечали, что местные жители были сильно пьющими. Не то, чтобы они пили каждый день, но любой праздник был поводом для знатной выпивки.
В те времена вода особой чистотой не отличалась, особенно в городах. Поэтому и стар и млад жажду утолял низкоалкогольным пивом. По праздникам в основном пили вино.
Все застолья длились с полудня до глубокой ночи. Рассказывают, что празднованья порой затягивались на два-три дня. Во время пиршеств играли в игры со стаканами и чашами. К сожалению, до нас правила этих игр не дошли.
Об этом я прочла в Рейксмюзеуме в Амстердаме на табличке* о застольных играх, установленной около стенда с бокалами. Это бокалы двух типов: рёмеры и беркемайеры. Они отличаются формой верхней части, у рёмера она бочкообразная, а у беркемайера конусообразная.
Голландцы очень ценили такие бокалы и всячески их украшали. В музее выставлены образцы с тонкой изящной гравировкой.
Считается, что слово «рёмер» происходит от латинского vitrum Romarium – римское стекло. Так назывались осколки древнеримской стеклянной посуды, которые немецкие стеклодувы переплавляли для изготовления бокалов. Беркемайерами сначала называли деревянные березовые кружки (от нидерландского berk - береза). Рёмеры и беркемайеры были распространены по всей Северной Европе начиная с XVI века. Ножку бокала украшали разными выпуклыми элементами, чтобы бокал не выскальзывал из жирных рук. Ели-то в те времена руками, без вилок.
Эти бокалы очень часто на своих полотнах изображали голландские художники XVII века. Бокал с вином был символом достатка и напоминал об искупительной жертве Христа.
Поскольку мы с вами сейчас речь ведем о музее, давайте на нескольких примерах посмотрим, какие художники и как изображали застолья с рёмерами и беркемайерами.
Как и бокалы, картина эта находится в Рейксмюзеуме в Амстердаме, там же, где и знаменитый «Ночной дозор» Рембрандта. Долгое время это полотно считалось равным «Ночному дозору». Но сейчас я хочу рассказать здесь не про художественную ценность картины, давайте посмотрим на нее и на другие полотна, как на исторические свидетельства.
На картине Гельста господин в черной одежде с красным поясом как раз держит такой бокал на подставке. Ими пользовались в особо важных случаях, таких, как изображенное на полотне историческое событие. Рядом два других господина в правой руке держат ножи, а в левой куски мяса.
Даже во многих богатых странах ножом и вилкой пользоваться стали не так уж и давно. Вилки в XVII веке уже были, они известны со времен Моисея и фараонов, но ими в основном пользовались не за столом во время трапезы, а при приготовлении еды на кухне. Поэтому ножки бокалов и были с выпуклостями и шероховатостями, чтобы из жирных рук не выскальзывали.
На картине есть еще несколько типичных бокалов, при желании можете найти в интернете изображение картины в хорошем разрешении и посмотреть. На моих фотографиях их тоже неплохо видно, но Дзен безжалостно снижает качество фотографий, так что, увы.
На другом огромном полотне Гельста, которое висит по соседству со знаменитым «Ночным дозором» Рембрандта, тоже есть несколько таких бокалов.
Но больше всего рёмеров изображено на знаменитых голландских натюрмортах. XVII век для Нидерландов был воистину золотым. Государство переживало небывалый экономический и культурный расцвет. Появилось много зажиточных граждан, которые могли и хотели украшать свои жилища. В моду вошли картины небольших размеров с изображением красивых предметов и сцен повседневной жизни. Большим спросом стали пользоваться натюрморты.
С середины XVII века этот жанр в Голландии стали называть stilleven –тихая жизнь. Такой дословный перевод закрепился и в английском. Натюрморт переводится на английский язык как still life.
В Рейксмюзеуме в Амстердаме голландских натюрмортов великое множество, что, впрочем, не удивительно. Я покажу здесь только парочку натюрмортов с бокалами рёмерами, чтобы особо вас не утомлять.
В Королевском музее изящных искусств в Брюсселе выставлены две картины Якоба Йорданса с одним и тем же названием – «Король пьет» (и на них тоже есть бокалы рёмеры).
На этих картинах изображены два варианта вольной пирушки по поводу «праздника трех королей». Королями считались библейские волхвы, принесшие дары младенцу Иисусу. Отмечался праздник в день поклонения волхвов, и для простого народа это был повод для веселой попойки, на которой выбирали короля праздника. Королем становился тот, кому доставался кусок пирога с запеченным в нем бобом. На этих картинах запечатлен момент, когда выбранный король поднимает бокал, а участники застолья кричат: «Король пьет!».
И если на картинах Гельста нарядные господа хоть и выпивают, но выглядят вполне прилично, то у Йорданса многие персонажи уже потеряли всякий контроль над собой.
Когда наш Петр I побывал в Голландии, то он научился там не только корабли строить, но и устраивать подобные пирушки.
Пока мы разглядывали в музее эти две картины, там два человека проводили увлекательную экскурсию на французском. Такого зажигательного действа я прежде ни в одном музее не видела.
Бельгийский актер Брюно Жори и писатель Ману Де Вит (он тоже закончил театральные курсы) устраивают в музеях шоу для публики,
по-новому раскрывая содержание шедевров живописи. Для тех, кто хочет узнать о них побольше, возможно, пригодится эта ссылка.
Понравилась статья? Тогда не забывайте ставить лайки и подписывайтесь на мой канал.
Если вам интересно читать о музеях и шедеврах живописи, можете прочесть мои статьи:
Выставка «Весь Рембрандт» в Амстердаме,
Девочка в золотом платье и Рембрандт,
Поход в музей. Гости из Неаполя,
Юсуповский дворец в Архангельском.
* табличка о застольных играх: