Найти тему
Дмитрий Ермаков

Живая память о герое

Михаил Константинович Власов
Михаил Константинович Власов

… Начиная серию очерков «По старой Кирилловской», я и наделся на то, что люди будут подсказывать мне о чем-то интересном на этом пути.

В первом же пункте своего «путешествия» - деревне Ярыгино, я узнал о ее уроженце Герое Советского Союза Михаиле Власове. Упомянул о нем в очерке. А уже через неделю мне позвонил наш постоянный автор А. Л. Мялкин и сказал, что в Вологде живет сын героя.

Спустя еще несколько дней я беседовал с подполковником в отставке Олегом Михайловичем Власовым. Несмотря на солидный возраст, он подтянут и бодр, что и не удивительно для Мастера спорта и по сей день дружного с физкультурой. Но об этом позже.

Случайность ли, что встреча наша произошла в канун 70-летия подвига? Я вот верю, что случайностей не бывает, все закономерно…

Для начала все-таки давайте прочитаем, что известно о Михаиле Власове, о его подвиге.

«Власов Михаил Константинович – заместитель командира 370-го отдельного истребительно-противотанкового дивизиона по политической части 286-й стрелковой дивизии 21-й армии Ленинградского фронта, капитан.

Родился 24 октября 1910 года в деревне Ярыгино ныне Вологодского района Вологодской области в крестьянской семье. Русский. Член ВКП(б). Окончил среднюю школу № 1 в городе Вологде. Учился в Ленинградском финансово-экономическом институте, а по его окончании работал в Вологде.

В Красную Армии призван в 1933 году Вологодским райвоенкоматом Вологодской области. В период прохождения действительной военной службы в артиллерийских частях ему было присвоено первое офицерское звание «младший лейтенант».

После армии Михаил Власов работал начальником планового отдела центрального рабочего кооператива, а затем – директором Вологодского городского торга.

В ноябре 1939 года младшего лейтенанта запаса М. К. Власова вторично призвали в ряды Красной Армии.

Участник советско-финляндской войны 1939-40 года. После окончания боевых действий вернулся в Вологду.

Когда началась Великая Отечественная война, офицер запаса Власов, не дожидаясь, призыва по мобилизации, пошёл на фронт добровольцем и оказался под Ленинградом, где провоевал два года. Сначала командовал взводом, а затем – батареей противотанковых орудий.

Заместитель командира 370-го отдельного истребительно-противотанкового дивизиона по политической части (286-я стрелковая дивизия, 21-я армия, Ленинградский фронт) капитан Михаил Власов отличился в Выборгской операции советских войск.

Личным примером вдохновлял бойцов дивизиона на выполнение боевых задач. 26 июня 1944 года при отражении вражеской контратаки севернее города Выборга отважный офицер заменил раненого командира орудия и лично подбил танк. Пал смертью храбрых в этом бою.

Похоронен с воинскими почестями в Ленинграде на Большеохтинском кладбище.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 июля 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм капитану Власову Михаилу Константиновичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Награждён орденом Ленина, орденами Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды».

Это текст взят с сайта «Герои страны». Примерно такой же текст и на других сайтах в интернете, в книгах «Твои герои Ленинград» и «Вологжане Герои Советского Союза».

Поэтому-то так важна каждая деталь, позволяющая понять человека совершившего подвиг ради Родины. А в случае с Михаилом Власовым неизвестными остаются не только «детали», а и весьма значительные жизненные эпизоды.

Например, дата смерти в извещении, направленном из части в Вологодский военкомат стоит другая – 20 июня. Я сам видел это извещение в архиве Власовых. Какую же дату считать подлинной?

- А ведь отец сидел, - неожиданно говорит Олег Михайлович.

- За что? Как же он политруком был на фронте? - сразу же возникают у меня вопросы.

- Еще раньше забрали его отца, моего деда Константина Николаевича, - продолжает рассказ Олег Михайлович. – Это было в 1938 году. Позже, работая в прокуратуре, я видел их «дела». Дед, крестьянин из Ярыгино, служил в Гражданскую у Колчака, был офицером. Но позже он полностью принял Советскую власть, на момент ареста жил вместе с нами в Вологде на Советском проспекте, 56, работал бригадиром каменщиков. Я 1936 года рождения поэтому деда не помню. После ареста его жена, моя бабушка, Агния Ивановна носила ему передачи в тюрьму. Не видела его, но знала – раз передачи берут, значит жив. Однажды передачу не взяли. Потом, сообщили, что он умер. Это был февраль 1941 года…

Олег Михайлович кладет на стол большую папку с семейным архивом. Находит справку из НКВД о смерти деда. Показывает документ о его полной реабилитации уже в 1993 году. Через пятьдесят с лишним лет внук добился снятия с деда всех обвинений.

- Отца тоже в 1938 году посадили, после деда, - говорит сын героя. – Он после окончания Финансово-экономического института в Ленинграде приехал в Вологду и работал в управлении торговли, был заведующим горторгом. Организовал торговые точки прямо на предприятиях. Властям это показалось подозрительным, и его арестовали. Он просидел целый год, но был оправдан и освобожден. В 1939 году уже принимал участие в советско-финской войне.

Мы рассматриваем фотографии в альбоме, некоторые фотографии висят на стене в комнате – в семье хранится память о предках.

- После ареста отца нас выселили из дома на Советском проспекте и дали комнатку в четырнадцать квадратных метров в деревянном двухэтажном доме на Малой Сибирской. Мы жили там впятером. Мама, Галина Васильевна, перед его арестом работала директором обкомовской столовой. Ее оттуда уволили и послали работать в чайную. В общем, все пострадали! Я только не пострадал.

Олег Михайлович улыбается, детство, наверное, вспоминает, а оно ведь каким бы тяжелым ни было – всегда самое счастливое время в жизни человека…

И, вновь посерьезнев, продолжает рассказ.

- Отца я помню смутно. Мне было пять лет, когда он уходил на фронт… В палисаднике у дома сидели мама, ее брат Александр Васильевич, жена Александра Васильевича и мой отец. Это они провожали его на фронт… И второй раз отца я помню, когда он приезжал в отпуск весной 1944 года, перед гибелью. Шинель у него была обгорелая. Я не помню, что он там говорил, но был какой-то раздраженный. Когда уезжал – меня на руки поднял… Обнялись мы с ним…

После паузы Олег Михайлович добавляет:

- Он был уже капитаном. Заместителем командира полка по политчасти, несмотря на то, что побывал до войны в тюрьме. В июне 1944 году пришла телеграмма с сообщением о смерти… Он погиб около станции Мга Ленинградской области. Непосредственно стоял у орудия и вел огонь, поскольку весь расчет погиб. И похоронен сначала был там, около станции Мга, потом его перезахоронили в Ленинграде на Большеохтинском кладбище. Мать ездила на похороны, а через год, в сорок пятом, она меня туда взяла. Позже, в 1956 году, когда я уже учился в военном училище, получил приглашение от Леноблгорсовета на установку памятника. Ездил. Памятник установили на могиле – большой, гранитный…

И вот главная семейная реликвия Власовых – письма с фронта. Сначала от самого Михаила Власова – жене и сыну, а потом уже и от его сослуживцев.

Письма завернуты в газету «Правда» от 22 июля 1944 года с Указом о присвоении звания Героя Советского Союза. Среди награжденных и капитан Михаил Власов.

Многие письма написаны карандашом, но сохранность еще хорошая. Почерк мелкий (может, бумагу экономил), но каллиграфический, четкий. И только там, где писал в поезде, буквы будто покачиваются вместе с вагоном (и за это автор письма извиняется!). Даже в этих мелочах (почерк, перечисление родственников) – какое уважение друг к другу и к письменному слову, какой такт! Кажется мы, нынешние, так уже не умеем…

- Вот письмо отца лично мне. Я ему тоже писал…

Олег Михайлович бережно подает лист бумаги, на котором красивыми крупными буквами (чтобы ребенок мог сам прочитать) написано: «Здравствуй, мой дорогой Олег, крепко-крепко тебя целую и обнимаю. Твое письмо я получил. Очень рад, что ты меня не забываешь и часто пишешь. Баба Геня тебя хвалит, что ты растешь очень послушный и умный мальчик. За это я тебя еще больше люблю. Скажи маме Гале, чтобы она тебя больше отпускала гулять. Лялик, поцелуй за меня маму и бабу Геню, и бабу Женю. Передай привет дедо Васе, тете Марусе, дяде Саше и тете Леле. До свидания, мой дорогой, крепко тебя целую. Пиши».

Еще письмо:

«Здравствуй, мой дорогой Олег. Лялик, письмо с рисунками я получил. Спасибо, что папу не забываешь. Рисунки твои мне очень понравились. Твоя мама мне пишет, что ты очень загорел, целые дни гуляешь на улице, это хорошо. Лялик, я скоро снимусь на своей лошади и фотокарточку пришлю тебе, посмотришь, какая у меня хорошая лошадь. А таких лошадей в моей батарее много-много. Поцелуй за меня маму, бабу Геню, бабу Женю, дедо Васю. До свидания, крепко тебя целую, твой папа».

И подобных писем много…

Вот, видимо, одни из самых первых писем жене, матери Олега Михайловича:

«Галя, здравствуй. Очевидно сразу видишь мой плохой стиль письма, потому что сильно качает вагоны, не дает сколько-либо правильно писать. Сегодня утром погрузились и выехали на фронт по направлению к Ленинграду… 9 сентября 1941 года».

«Галя, здравствуй, надеюсь, что письмо, написанное из вагона, ты получила. Я ответа твоего не получил, но это меня не смущает. Надеюсь, что живете не так уж плохо. Мой адрес изменился, поэтому письмо вряд ли твое дойдет… Галя, передай привет всем...»

А вот его последнее письмо от 7 июня 1944 года: «Здравствуй, дорогая Галя, с фронтовым приветом! Всех вас крепко обнимаю и целую. Галя, твое письмо от 28. 05 получил, спасибо. Собирался тебе написать пять дней спустя, но из-за невозможности отправить не смог. О подробностях сообщать не могу. Читая твое, я вижу, что отдыхать тебе тоже нет времени. Галя, я отлично тебя понимаю, как тяжело почти три года жить, постоянно в напряжении ждать, но что сделаешь. Я полагаю, что конец войны не так уж далек, победа теперь находится в руках Красной Армии… Посылаю вам фотокарточку. Фотографировался для удостоверения, так вышло вроде ничего. Чтобы не был в обиде Олег, пошлю и ему. Несколько дней пройдет, тогда смогу прислать коллективные фотокарточки… Олегу напишу письмо днями. Скажи Олегу, пусть он на меня не обижается. Вот все, что могу тебе сообщить о себе. Мысли заняты у меня сейчас одним делом. Передай привет родным. Крепко целую…»

Писем много. Они нуждаются в расшифровке (за давностью многие плохо читаются) и перепечатке.

- Раньше в канун Победы часто сюда приходили корреспонденты и школьники, из Ленинграда приезжали. Меня часто приглашали выступать. Помню, как открывали мемориальную доску на школе в Семенкове, я выступал там, был полный зал людей, волновался,- рассказывает Олег Михайлович. - А в позапрошлом году ехал по улице Чернышевского, увидел, что вешают баннер: «Вологодчина – родина Героев». Гляжу – на фотографии отец. Я остолбенел, остановил машину. Стоял и плакал. Потом подошел к рабочим, рассказал. Они сделали мне уменьшенную копию баннера…

Рассказал Олег Михайлович и о своей судьбе:

- Я был один ребенок в семье. После гибели отца решил тоже посвятить жизнь службе в вооруженных силах. В 1953 году после окончания десяти классов, пошел в военкомат и попросил направить меня в одно из военных училищ. Мне предложили Сталинградское инженерно-авиационное училище. Приехал я в Сталинград, поступил в училище. Через год училище перевели в Мичуринск. В 1957 году я с отличием его закончил, и был направлен в Энгельсское авиационное училище имени Марины Расковой, оно находилось в Тамбове. Служил там командиром аэродрома.

А в 1960 году в стране произошло сокращение вооруженных сил. Олег Михайлович был демобилизован и вернулся в Вологду. До 1974 года работал в Вологодском аэропорту начальником базы аэродромного обслуживания. В 1974 году по решению партийной организации был направлен «на укрепление» органов внутренних дел. Его назначили на должность заместитель начальника управления тыла УВД Вологодской области. В 1987 году стал начальником управления тыла.

Затем, после увольнения из УВД, Олег Михайлович был приглашен на работу в прокуратуру Вологодской области. Возглавлял отдел обеспечения и эксплуатации зданий и транспорта.

В 1998 из-за серьезной болезни жены О. М. Власов оставил службу. В 2000 году жена умерла.

- И тут мне позвонил председатель областного спорткомитета Виктор Николаевич Некрасов… Мы были хорошо знакомы, ведь я представлял нашу область на многих соревнованиях. Некрасов пригласил меня к себе и предложил создать федерацию физкультуры и спорта инвалидов. В то время у нас такой организации не было. Виктор Николаевич прочитал где-то, что в Московской области создана такая организация, и загорелся…

Вот тут и нужно сказать, что Олег Михайлович Власов много лет занимался легкой атлетикой, бегал на длинные дистанции. Даже на супердлинные – 100 км! Марафон для него, по его же словам, дистанция не серьезная. Мастер спорта.

- Мы создали, и я десять лет возглавлял областную федерацию физкультуры и спорта инвалидов.

За работу на этой должности О. М. Власов был награжден Почетными грамотами губернатора области, Международной организации спорта инвалидов, множеством других наград. И, конечно же, у него очень много личных спортивных медалей, дипломов, кубков за участие и победы в различных соревнованиях.

- Всего у меня десять «соток». Лучший результат на ста километрах 8 часов 41 минута.

Сейчас Олег Михайлович не бегает на столь длинные дистанции, но каждый день пробегает по 8 – 10 километров.

Сегодня уже бегал...