Половина Казахстана моложе 29 лет, а это значит, что молодежь - это наше будущее. Но некоторые сомневаются смогут ли они сделать так, чтобы их голоса были услышаны в стране, где по-прежнему господствуют ценности старого мира, передает Platon.asia со ссылкой на bbc.com.
Казахстанская предпринимательница Зауре Розмат до сих пор вспоминает, как в первый и в последний раз наняла молодого специалиста. Это было также ее последним. «В ее глазах все в нашем офисе были в основном все еще детьми», - говорит Розмат. «Когда вы нанимаете пожилого человека, они относятся к вам как к молодому человеку: как будто вы ничего не знаете».
28 летняя Розмат едва ли не единственный человек, который чувствует себя в Казахстане недооцененной из-за ее возраста. Это обычное чувство среди казахской молодежи. Несмотря на то, что в Алматы есть успешная медиакомпания, Розмат часто чувствует, что некоторые люди - будь то сотрудники, клиенты или потенциальные инвесторы - отказываются воспринимать ее всерьез, потому что она - человек из нового тысячелетия.
Эта беда является одной из причин, по которой она начала свой бизнес в 2016 году. «The Steppe» - это журнал о молодом креативном классе Казахстана, которым управляют: образованные городские жители, восстанавливающие страну, которая больше не вынуждена вписываться в ее старые постсоветские традиции. В медиа-ландшафте, где почти полностью доминируют традиционные рекламные проспекты и сенсационные таблоиды, «The Steppe» была первым распространенным выпуском, который предоставил казахстанской молодежи сделать так, чтобы их услышали.
«Вначале мы были единственным средством массовой информации, освещавшим вопросы молодого бизнеса и молодежи», - говорит Розмат. «Некоторые люди стремились спросить, чего мы, молодые люди, действительно можем достичь. Теперь люди копируют эти идеи».
The Steppe - это платформа, которая помогает молодым людям рассказывать о том, как проложить собственный путь, и восхваляет тех, кто уже оставил свой след. Розмат хочет, чтобы эти позитивные, ориентированные на молодежь истории начали разрушать традиционное уважение Казахстана к старшим поколениям - что, по ее мнению, сдерживает молодых предпринимателей.
«В нашей культуре мы уважаем наших старших», - говорит она. «Но это означает, что большую часть времени они не будут принимать во внимание никакого мнения, кроме своего собственного. Это напряжение и расстояние между поколениями. Они будут смотреть на молодых людей и думать: «Чему они нас могут научить?» Но наши истории привлекли внимание пожилых людей. Это их уважение».
"Если они не смогут выбрать, они проиграют"
Как и во многих странах бывшего Советского Союза, поколения Казахстана выросли в совершенно разных условиях. В то время те, кто родился во время демографического взрыва выросли при социалистической системе, поколение X достигло совершеннолетия в бурном, постсоветском крахе 1990-х. Между тем, это молодое поколение знает Казахстан только как независимое государство, в котором наблюдается быстрый финансовый рост благодаря большим запасам нефти.
Теперь, когда 51% населения Казахстана в возрасте до 29 лет, они представляют собой значительный блок, многие из которых выступают против некоторых укоренившихся культурных ценностей, которые сохранились, несмотря на быстрые преобразования. Тем не менее, когда Казахстан избрал новый парламент еще в 2016 году, всего семь членов были моложе 40 лет. Между тем, более одной пятой было старше 60 лет, в результате чего средний возраст казахстанских депутатов достиг 55 лет.
Ориентация на семейные ценности означает, что старые голоса обычно звучат громче всех. Казахстанская молодежь часто чувствует себя вынужденной следовать планам своей семьи, даже если последний раз когда их родители занимались образованием или рынком труда было в стране, которой просто больше не существует.
«У меня есть одна подруга, отец которой выбрал для нее все, даже ее специальность», - говорит Розмат. «После окончания университета она последовала его указаниям и ушла в гостиничную индустрию. Честно говоря, я думаю, что это мешает людям быть такими же успешными, какими они должны быть. Выбрав что-то вроде университета, люди должны думать критически о себе и о своем будущем. Если они не смогут выбрать, они проиграют».
Руслан Абраев был одним из тех людей, которые сделали карьеру, о которой его родители всегда мечтали: он руководил различными проектами и факультетами в некоторых из лучших университетов Казахстана.
«Мои родители считали стабильность важной», - говорит Абраев. Теперь, когда им за семьдесят, его мать и отец провели большую часть своей трудовой жизни в жестких, заранее определенных структурах Советского Казахстана, и увидели, что экономика рухнула в хаос, когда они должны были приближаться к выходу на пенсию. Для них и многих других открытие собственного бизнеса никогда не было даже возможным вариантом. «Когда дело доходит до предпринимательства, у них нет опыта», - говорит Абраев.
Но 32-летний парень видел большие возможности в другом месте. Он оставил свою работу через 10 лет, чтобы сформировать Educloud, стартап, который он описывает как «Uber для образования и карьерного роста». Амбициозные молодые люди могут использовать приложение для поиска и регистрации на различных онлайн- и офлайн-курсах, а затем использовать систему прокрутки в стиле Tinder, чтобы связаться с новыми работодателями.
По словам Абраева, быстрое и эффективное приложение предназначено для поколения, которое ценит свое время. Он также решает реальные проблемы, минуя утомительную бюрократию в советском стиле, которая до сих пор поражает традиционные казахстанские школы. «Работая в университете, я видел, как студенты тратят так много времени, пытаясь выполнить основные задачи, такие как получение официальных стенограмм», - говорит он. «С этим приложением вам не нужно собирать документы. Наконец-то все в сети и в одном месте».
В целом, Абраев рассматривает молодых предпринимателей в Казахстане как «необходимость, если мы хотим диверсифицировать казахстанскую экономику, которая так сильно зависит от экспорта природных ресурсов» - особенно компании, которые открывают возможности для продвижения других тысячелетий. В 2018 году трое из 10 казахстанских молодых людей уже работали на себя, в то время как число малых и средних предприятий продолжает быстро расти, увеличиваясь в среднем на 12% каждый год в период с 2002 по 2013 год.
Многие из этих молодых предприятий поддерживают и продвигают друг друга в тени медленных, контролируемых государством корпораций Казахстана.
«Люди вокруг нас любят создавать вещи. Мы хотим быть независимыми», - говорит Насима Розикова, которая управляет своей компанией «Salem Sosed» в Алматы вместе с сестрой Нафисой Розиковой. «Все, с кем мы работаем, даже парень, занимающийся утилизацией отходов, - это молодые люди, управляющие собственной компанией. Он увлечен тем, что он делает. А когда ты увлечен, ты получаешь ответную реакцию».
Обмен традиционной казахской жесткости на более рискованное и страстное будущее окупилось для сестер Розиковой. Они успешно построили сеть круглосуточных магазинов-кафе, где заботящиеся о своем здоровье молодые казахи выбирают из заранее отобранного ассортимента свежих продуктов. Вместо того, чтобы выкладывать на свои полки множество различных брендов - непреходящий признак богатства и благополучия для казахов, которые видели пустые витрины советских времен, - они выбирают только самые лучшие бренды, чтобы предлагать покупателям. Они также изо всех сил стараются работать и продвигать другие казахстанские бренды, что является новым прорывом в стране, которая долгое время сильно зависела от импорта.
Сестры говорят, что этот переход к более дальновидному мышлению не просто важен для поддержания экономики Казахстана в соответствии с современными тенденциями. Это также помогает создать более позитивный Казахстан, где молодые люди не боятся требовать большего.
«Пять лет назад люди не хотели бы покупать более дорогое молоко только потому, что мы знаем корову, из которой оно получено», - говорит Насима. «Некоторые люди все еще не готовы к этим переменам, но мы пытаемся объяснить, что как гражданин, как человек, они заслуживают чего-то лучшего. Они заслуживают лучшего».
Руководящая рука старейшин
Хотя молодое поколение Казахстана чувствуют себя оторванными от ценностей своих старших, некоторые представители старшего поколения говорят, что молодые работники не должны так быстро списывать руководящую руку.
Айгуль Кенжебаева, управляющий партнер глобальной юридической фирмы Dentons, была одной из первых юристов в Казахстане, специализировавшихся на коммерческом праве. Хотя молодые люди могут чувствовать, что они являются первопроходцами современного Казахстана, некоторые проложили им путь, включая 63-летнюю Кенжебаеву, которая помогла построить страну с нуля, руководя новым, независимым правительством, которое начало формировать новое законодательство.
«Когда я начинала, я работала по 16 часов в день», - говорит Кенжебаева. «Я просто подумала, что так и должно быть. Правительство нуждалось в нашей помощи для заключения контрактов, и не было так много подготовленных юристов, которые могли бы это сделать». Чтобы справиться, она наняла двух молодых выпускников, только что закончивших юридический факультет. Под ее руководством росли и развивались: теперь один из ее партнеров в фирме.
Кенжебаева предупреждает, что для молодых казахов неправильно игнорировать все, что было в социалистической эпохе в стране, как неактуальное.
«В СССР было много плохого, - говорит она, - но было и хорошее. У нас были молодежные организации, где нас обучали общаться и организовывать. Я узнала, как строить планы, как проводить собрания, как голосовать. Теперь, когда наши клиенты просят помочь организовать такие вещи, как собрания акционеров, молодые юристы просто не знают, с чего начать».
Большая часть беспокойства между поколениями в Казахстане проистекает не только из-за напряженности в отношении того, как выковать будущее, но и из истории, столь же старой как время: в конечном счете, старейшины обеспокоены тем, как молодые поколения будут ориентироваться в изменившемся мире. В частности, старые советские идеалы были навсегда отброшены, поэтому пожилые люди обеспокоены и смущены тем, что вместо этого их дети оказались в мелком, более материалистическом мире, говорит Розмат.
Но она не беспокоится о будущем.
«Старшее поколения смотрят на нас, и они говорят, что мы потерялись», - говорит она. «Раньше они верили в коммунистическую партию, в великие идеи, но мы потеряли эти вещи. Некоторые люди скажут, что молодежь бесполезна, но большинство считает, что молодежь - это наше будущее».
Оригинал публикации: https://www.bbc.com/worklife/article/20190730-older-generations-look-at-us-and-say-were-lost