Найти тему

Сущность советского государства: государство трудящихся или диктатура номенклатуры?

Советское государство можно рассматривать как альтернативу буржуазному парламентаризму с его представительными учреждениями, когда государством управляют непосредственно массы. Советский тип государства просуществовал с 1917 по 1993 г. Альтернативная форма государственности высветила как положительные, так и отрицательные черты. На их формирование оказывали влияние факторы исторического, политического, культурного, идеологического и субъективного характера.

После захвата власти в октябре 1917 г. партия большевиков во главе с В. И. Лениным взяла курс на построение государства трудящихся. Органами власти трудящихся должны были стать Советы, от чего и произошло название государства. Одной из особенностей формирования советского государства было то, что оно создавалось на основе учения К. Маркса и Ф. Энгельса о государстве. Большевики также понимали государство как орудие подавления одним классом (экономически господствующим) другого. Прообразом государства трудящихся у К. Маркса была Парижская коммуна.

Первоначально у В. И. Ленина также была идея создать государство-коммуну. Согласно этой концепции государство должно было быть основано на прямой демократии и самоуправлении народа, без полиции, чиновничества, постоянной армии. Считалось, что государство будет существовать недолго и перерастет в общественное самоуправление. Государство-коммуна было рассчитано на мировую социалистическую революцию, которая ожидалась в ближайшее время, и повсеместное установление власти трудящихся. Но эта идея оказалась утопичной, поскольку надежды на мировую революцию не оправдались, да и условия внутри страны отличались от тех, что ожидали большевики. Империалистическая война и разруха потребовали усиления роли государства и его влияния на все стороны жизни общества. Внутри страны отсутствовали социально-экономические (развитое материальное производство, современные технологии), культурные (72% неграмотных) условия для строительства социализма; их недостаток пытались компенсировать разрастанием государственного аппарата, который должен был направлять и контролировать энтузиазм и энергию пробудившегося народа. Кроме того, рабочий класс, составлявший меньшинство (всего 4 млн человек) в крестьянской стране (82% населения — крестьяне), не мог единолично победить, не взяв в союзники беднейшее крестьянство и не установив собственной диктатуры.

Под влиянием этих обстоятельств и следуя классовому пониманию государства большевики отказались от идеи самоуправления и прямой демократии и установили диктатуру пролетариата. Как было сказано на заседаниях ВЦИК 4-го созыва, диктатура над слоями буржуазии должна также быть диктатурой и над теми слоями пролетариата и крестьянства, которые действуют не в интересах государства. К июлю 1918 г. в стране сложилась следующая система органов власти и управления:

  • верховным органом власти был Всероссийский съезд Советов;
  • в период между сессиями носителем верховной власти являлся исполнительный орган съезда — Всероссийский Центральный Комитет;
  • исполнительно-распорядительным органом (правительством) был Совет Народных Комиссаров, который включал в себя народные комиссариаты (наркоматы), ведавшие отдельными отраслями народного хозяйства
  • на местах как органы власти и управления действовали Советы.

Однако гражданская война ускорила процесс трансформации государства диктатуры пролетариата в государство диктатуры партийной номенклатуры и формирования тоталитарного режима. Постепенно власть Советов свертывалась, усиливалась роль исполнительных органов, которые не избирались, а назначались. На первый план выходили чрезвычайные органы и должностные лица (комиссии, комиссары, уполномоченные, комбеды, ревкомы). Уже к 1919 г. В. И. Ленин рассматривал Советы как органы власти не через трудящихся, а для трудящихся. Он был убежден, что в России нет другой политической силы, кроме партии большевиков, способной возглавить народ и повести его к социализму.

-2

Теперь Советы позиционировались как рычаг в руках партии большевиков. Реальная власть от Советов перешла к большевистской партии, другие партии прекратили свою деятельность или были запрещены. Диктатура партии выражалась в том, что важнейшие политические решения принимались ЦК РКП (б), а затем оформлялись в постановления правительства (Совнаркома) и исполкомов на местах, а съезды Советов лишь одобряли принятые решения. Так Советы превратились в исполнителей воли партии.

Характерные особенности советского государства.

Советское государство складывалось в конкретных исторических условиях и на основе определенных теоретических представлений. Оно формировалось как полная противоположность правовому государству. Были отвергнуты такие принципы правового государства, как разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную; верховенство законов; контроль гражданского общества за властными органами и т.д.

Конституционным принципом стал принцип единства власти, согласно которому вся власть была сконцентрирована в Советах, совмещающих функции законодательной и исполнительной власти. Депутаты сами принимали законы, обеспечивали и контролировали их выполнение. Этот принцип получил название «полновластие Советов». По замыслу он должен был означать подчинение исполнительного аппарата представительным органам, а также верховенство Советов всех уровней, их суверенное право отменять решения, принятые исполнительными органами.

Однако превращать Советы в органы народовластия и самоуправления в безграмотной крестьянской стране, по мнению лидеров большевиков, было опасно, поскольку это ставило под вопрос необходимость самой партии. Поэтому стержнем советского государства стала партия большевиков, которая сконцентрировала в своих руках всю полноту власти, срослась с государственной машиной.

Руководящая роль партии большевиков — ВКП (б), а затем Коммунистической партии Советского Союза — превратила советское государство в партийное. Это была его определяющая черта. Партия, а точнее, ее верхушка — номенклатура, обладая монополией на власть, осуществляла подбор кадров на все руководящие государственные должности, принимала важнейшие политические решения и передавала их в форме директив Советам. Советы оформляли директивы как свои решения или как совместные с партией постановления.

Монополия партии на власть выражалась в сосредоточении неограниченных и бесконтрольных полномочий в руках генерального секретаря ЦК КПСС, хотя номинально существовали Съезд народных депутатов СССР, Верховный Совет СССР. Власть генерального секретаря представляла собой одну из разновидностей личной диктатуры. Советское государство не выработало механизма законной передачи власти от одного вождя к другому, что создавало предпосылки для видимой и скрытой борьбы за власть.

Свою власть генеральный секретарь осуществлял через разветвленный бюрократический аппарат и развитую карательную систему. Власть диктатора была выше закона, поэтому часто использовались неправовые методы ее реализации: террор, концентрационные лагеря. Неправовые методы преобладали еще и потому, что произошло сращивание с партийной не только законодательной и исполнительной власти, но и судебной. Поэтому, если Политбюро принимало решения о том, какие результаты должны иметь те или иные судебные процессы, судебные органы лишь оформляли эти решения в приговоры. Особенно это проявлялось при проведении политических судебных процессов над идейными противниками большевизма.

Еще одна особенность советского государства — огосударствление общества, всеобъемлющий контроль государства за всеми сторонами жизнедеятельности человека. Власть государства распространялась на все: экономику, культуру, идеологию. Волю государства проводил в жизнь разветвленный бюрократический аппарат, превратившийся в самостоятельный политический класс, фактически распоряжавшийся общественной собственностью. Идея Ленина «создать государство без бюрократии» на практике обернулась господством бюрократии.

Развитая репрессивная функция, которая то усиливалась (например, в 1937—1938, 1949—1953 гг.), то ослабевала (например, в 1954—1964 гг.), позволяет отнести советское государство к полицейскому типу.

Однако не следует забывать и того, что советское государство сумело вывести отсталую аграрную страну в группу индустриальных, ядерных держав мира, одержать победу над фашизмом, одним из первых реализовало социальную функцию и стало социальным государством. Успехи системы здравоохранения, образования, культуры, политики поддержки семьи и материнства, занятости и т.д., достигнутые в советском государстве, были признаны во всем мире, хотя за все эти достижения пришлось заплатить немалую цену.

По типу изменений советское государство относится к мобилизационным системам. Лишенное естественно-исторических механизмов эволюции, которые опирались бы на экономическое стимулирование интересов работника, государство создавало эти стимулы в форме чрезвычайных обстоятельств: военной угрозы извне, «врагов народа» внутри государства, что заставляло общество сплачиваться, забывать о своих повседневных нуждах.

В механизме развития советского государства чрезвычайно важную роль играла идеология. Политическая власть партии держалась не только на принуждении, страхе, насилии, но и на энтузиазме, который был вызван глубокой верой населения в утопическую идею построения светлого коммунистического будущего. Обращение к мифологическому сознанию, к широко распространенной среди российского народа вековой мечте о счастливой жизни отодвигало на второй план личные интересы и заставляло постоянно думать о судьбах страны. Наличие объединительной идеи, в данном случае идеи «светлого будущего», делало советское государство идеократическим.

Однако, если идеалы долгое время не претворяются в жизнь, они перестают быть вдохновляющей силой. Что и произошло с утопической идеей «коммунистического общества». Вслед за ее отмиранием распадается и основанное на ней государство.

Благодарю за прочтение статьи. До свидания, уважаемые читатели, удачного Вам дня! :)