Одним, едва ли не самым загадочным и смотрибельным, оборонительным сооружением Бобруйской крепости является капонир обороны горжевого фронта. Почему так, поясню несколько ниже. На потом оставим и историю Бобруйской крепости. Про нее я расскажу подробно в репортаже из залов Бобруйского краеведческого музея, а здесь пока ограничусь парой строк.
Строительство крепости было начато еще в 1807 году по генплану инженера К.И. Оппермана, хотя сам проект был утвержден императором Александром I лишь три года спустя. Бобруйск стал первым городом на территории Беларуси где российские власти реализовали проект крепостного строительства. На Бобруйскую крепость возлагалась задача стать опорным пунктом Российской армии в Полесье в преддверии войны с Францией. С этой задачей в 1812 году крепость справилась и так и не была взята войсками Наполеона. В период 1816-1825 годов была произведена масштабная модернизация крепости (также по проекту Оппермана) после чего крепость постепенно утратила свое значение. Тем не менее военные продолжали использовать ее территорию, задания и сооружения до самого недавнего времени, постепенно уничтожая наследие прошлого.
Чем же интересен этот капонир?
Если посмотреть на план крепости классического бастионного начертания, то крепость предстает перед нами как сложное инженерное сооружение.
Возьмем для дальнейшей работы план Бобруйской крепости на 1818 год из книги В. Яковлева "Эволюция долговременной фортификации". В. Тадра в своей статье "Анатомия Бобруйской крепости", опираясь на статью В. Яковлева, сделал экспликацию к этому плану, соориентировав его по сторонам горизонта. План стал удобным для работы, блестяще дополняя краткое описание крепости, сделанное Яковлевым.
При сравнении плана и описания крепости, сделанного Яковлевым с современным состоянием крепости сразу бросаются в глаза некоторые существенные различия, прежде всего в в устройстве укреплении горжевого вала.
Вот что пишет по этому поводу В.Тадра.
Описание устройства и обороны горжевого (тылового) вала крепости по В.Яковлеву выглядит так: «горжевой вал - полигонального начертания с двумя малыми пониженными бастионами у его <южной?> части ; подступы к горжевому валу обстреливаются фланговым огнем из двух капониров, с фланков двух малых бастионов и с двух отдельных люнетов : одного - у правого фланга, другого - на острове заливчика р. Березины»
На всех известных, более поздних схемах, в наличии есть только один капонир (который реально расположен между двумя капонирами указанных на схеме Яковлева) и один малый пониженный бастион (северный). Эти два сооружения (капонир и малый бастион) и сегодня находятся на своих местах. Также на более поздних планах крепости отсутствуют некоторые другие элементы... Получается, что в описании Яковлева есть неточность. Это могло быть вызвано одной из следующих причин:
1. В. Яковлев составлял свой план на основе плана крепости, который не был реализован (или был реализован с изменениями).
2. После 1818 г. была сделана перестройка, крепости результаты которой и отображены на более поздних планах.
Однако масштабы предполагаемых переделок в крепости заставляют усомниться в том, что такие значительные переделки были реализованы (в данном случае имеется ввиду сооружения для обороны горжевого вала: когда вместо двух капониров появился один посередине). Возможно, что просто отсутствующие на более поздних планах элементы могли быть утрачены в более позднее время как потерявшие свою значимость. Для того чтобы установить ясность в этом вопросе, необходимо проведение более серьезных исследований.
В.Тадра, основываясь на схеме В. Яковлева, также дает приблизительную реконструкцию секторов обстрела как всех укреплений крепости, так и горжевого вала в частности. Несмотря на другое количество горжевых капониров суть их работы по фланкированию подступов к горжевому валу из этой схемы понятна. Более того, двухэтажность капонира и наличие артиллерийских амбразур фронтального огня позволяло встречать противника на дальних подступах к укреплению.
Вернемся теперь к нашему капониру и начнем его осмотр погожим мартовским днем. Найти капонир легко. Стоит только немного пройти на юго-восток в сторону Березины от недавно построенной Бобруйск-Арены и выйти на горжевой вал, как сразу открывается вид на это величественное сооружение, до самого последнего момента скрытого от взоров валом.
Обратите внимание на стрелковые бойницы и орудийные амбразуры, направленные в сторону противника и вдоль вала для флангового обстрела подступов и рва. В тыловой части капонира расположены световые окна казарменных помещений капонира. Стрелковая галерея имеет стрелковые бойницы для обороны рва и ворота на правый фланг. Их ширина предполагает использование не только для выхода пехоты в ров, но и возможное использование галереи для укрытия выкатных орудий.
Этот план из Национального исторического архива Республики Беларусь, без выходных данных, присланный мне Антоном Астаповичем, как мне кажется, открывает загадку капонира. Если приглядеться, то на плане мы видим целых три капонира. Два маленьких со схемы 1818 года и один большой между ними, где мы сейчас и находимся. Действительно, два капонира были в более позднее время засыпаны. Более того, вход в самый северный капонир, я все-таки нашел. Во второй половине ХХ веке он использовался военными как убежище. Обратите внимание на вал и гласис перед нашим капониром. Становится понятна вся система огня и то, почему ворота из стрелковой галереи ведут только на одну сторону, защищенную валом. Защищенное земляной насыпью пространство между капониром и валом могло служить для накапливания обороняющихся войск перед вылазками. Сам же капонир, вероятно, мог вести огонь поверх этого вала.
На этом пока все.
Оригинальный репортаж смотрите скоро в моем блоге starcom68
Понравилось? Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал в Дзен